Конспект занятия по развитию диалогической речи с детьми ОВЗ « В гостях у сказки»
Учитель-логопед Черняева Светлана Николаевна
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о сказках.
Задачи: Обобщать,расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас детей. Упражнять в словообразовании и словоизменении. Формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать человека. Развивать артикуляционную моторику. Развивать мышление, зрительную память, наблюдательность. Развивать мелкую моторику рук и движений . Формировать фонематический слух и фонематическое восприятие. Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам .
Материалы: Презентация сказок, волшебный сундучок, цветок, лепестки на липучке. Загадки- сказки, ковер-самолет, герои сказок, стрелки, разрезные картинки
Предварительная работа: чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию; рассматривание иллюстраций сказок; совместные и самостоятельные игры с настольными театрами; игры –драматизации.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ним. А теперь поздороваемся друг с другом. Собрались все дети в круг, Ты мой друг и я твой друг Мы сейчас пойдем налево, А потом пойдем направо. В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.
Логопед: Предлагаю детям разбудить голосок.Споем гласные звуки: А-У-И-Ы-О-Э. Хвалю детей. Дети вы любите сказки? (Ответ детей). А какие сказки вы знаете? (Ответ детей)
Вы любите путешествовать?(Ответ детей). Дети, а вы хотите отправиться в страну сказок? (Ответы детей) Итак, путешествие начинается, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться? (Ответ детей).
Логопед: Ребята, я вам предлагаю отправиться в волшебное путешествие на ковре - самолете. Чтобы наш ковер- самолет полетел, нам надо правильно повторить волшебный код. Фонематическая игра: та-да; па-ба;ма-на; кот-ток; бок-сок; дом-сом; лук-жук; гном- дом. Молодцы, ребята. Наш ковер – самолет набирает высоту. Посмотрите , какое все маленькое – поля луга, леса. Ребята, давайте вспомним чистоговорки (ля-ля-ля вижу я поля, га-га-га вижу я луга, са-са-са вижу я леса)
Логопед: вот мы и прилетели с вами на поляну сказок! Посмотрите сколько красивых цветов на полянке! А какие сказочные цветы вы знаете? ( Цветик –семицветик; аленький цветочек: каменный цветок; розы белая и красная). Посмотрите, ребята, что это? (Цветок). Но, кажется, на нем чего-то не хватает? (Лепестков).
Логопед: обращаю внимание детей на волшебный сундучок. Открываю сундучок, находим записку: «Чтобы дальше пройти по сказочной стране и собрать цветок, вы должны выполнить задания».
Обращаю внимание детей на стрелки, для чего они нужны? Выслушиваю ответы деей и предлагаю по ним отправиться в путь, но пойдем не обычным шагом, а на носочках.
На полянке дети встретили зайца и попросили у него лепесток. Заяц согласился отдать лепесток ,только если дети выполнят его задание: "Отгадай название сказок".
Посмотрите на экран (Презентация) и назовите сказки: В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные. Яблонька, спаси меня, Реченька, спаси меня! (Гуси-лебеди)
В поле появился дом. Поселились в доме том; Мышка по имени Норушка И лягушечка Квакушка, Еж, зайчиха и лисица А еще лохматый мишка ( Теремок)
Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кем же были эти Маленькие детки? ( Волк и семеро козлят)
Маша по лесу гуляла, Заблудилась, потерялась. К мишке в домик забрела, Вместе с Мишенькой жила (Маша и медведь)
Возле леса на опушке трое их живут в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)
Зайка хвалит детей и дарит им лепесток. Дети прощаются с зайцем.
Первое задание мы выполнили и получили лепесток! Давайте мы немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.
Логопед: Давайте мы немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. А теперь снова отправляемся в путь. На полянке встречает детей медведь. У медведя была приготовлена для детей игра : «Доскажи пословицу» Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам УРОК. Скоро сказка сказывается, да не скоро ДЕЛАЕТСЯ. Ни в сказке сказать, ни пером ОПИСАТЬ. Сказал бы еще сказку, да дома ЗАБЫЛ.
Медведь хвалит детей и дарит им лепесток
Логопед: Молодцы, ребята, нам надо отправляться дальше в путь по стране сказок. Детей встречает лиса. Предлагаю детям подобрать определения к слову «лиса» (хитрая, рыжая….) Лиса предлагает детям с ней поиграть.
Утром лисонька проснулась, Лапкой правой потянулась. Лапкой левой потянулась, Солнцу нежно улыбнулась. В кулачок все пальцы сжала, А потом их все разжала. Вытираться лапкой стала Ручки ,ножки и бока. Вот какая красота! Молодцы,набрлись сил?
Лиса обращается к детям: ребята, я несла лисятам иллюстрации к сказкам. Да обронила их. Все сказки перепутались. Поможете их собрать? (разрезные картинки). Дети называютсобирабт сказки и называют их. (работа в парах) Лиса благодарит детей и дарит лепесток. Логопед: Ребята, посмотрите какая, грустная лягушка. От нее убежали лягушата и чтобы их вернуть, вам нужно выполнить задание: вы должны назвать сказочный предмет и определить, сколько слогов в этом слове. Предметы: ключик, телефон, снежинка, туфелька, ложка, лиса, петушок. Лягушка благодарит детей за то, что помогли собрать ей лягушат и дарит лепесток. Логопед: Молдца ребята, все лепестки собрали,давайте соберем цветочек. У нас все получилось! Вот и подошло к концу наше путешествие и нам поравозвращаться в группу. Занимайте места на ковре – самолете. Раз, два,три - вот мы и в детском саду.
Рефлексия: Вам понравилось наше путешествие по сказкам? Какие вам испытания больше всего понравилось? Какое задание было самым трудным (интересным)?