Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием элементов из комплекта сенсорно-текстильного пособия «ТАФИ» «Путешествие в осенний лес» /для детей старшей группы/
Коронская Елена Ренатовна,
Педагог-психолог
МАДОУ №82 г. Томска
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие речевой активности у детей посредством использования элементов из комплекта сенсорно-текстильного пособия «ТАФИ».
Задачи:
- Способствовать снятию мышечного и эмоционального напряжения;
- Воспитывать нравственные качества (доброта, отзывчивость).
- Активизировать словарный запас детей;
- Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, связную речь);
- Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творчество;
- Развивать мелкую моторику рук.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: Аудиозапись «Звуки леса», конструктор для рисования тканью «Шифоновая радуга», игровой набор «Меховой театр», набор текстильных карандашей «Вязаная графика», набор холстов, теремок, деревья, листья разноцветные.
Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», речевые игры на подбор ласковых слов, повтор частей тела, закрепление знаний о признаках осени.
ХОД НОД:
Психолог: Ребята, предлагаю вам поздороваться друг с другом. Для этого встанем в круг.
Приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
«Милый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Психолог: Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказочному осеннему лесу. Хотите отправиться в такое путешествие? О каких жителях леса вы знаете? Для того, чтобы нам чувствовать себя в лесу в безопасности, нам нужно побольше про лес узнать, верно? Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать (психолог загадывает загадки, дети дают ответы).
- Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
- У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
- Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)
- Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага —
Есть копыта и рога! (Лось)
- Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)
Психолог: молодцы, ребята, как много вы знаете о лесных животных. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Предлагаю каждому из вас взять по одному волшебному платочку (Конструктор для рисования тканью «Шифоновая радуга»). Возьмитесь за один угол платочка правой рукой, а за второй – левой рукой. Вот так (психолог показывает). Вытяните две руки вперед и взмахните платком на счет: «один, два, три» три раза (включается музыка).
Психолог: Посмотрите, мы с вами попали в волшебный осенний лес (Дети поворачиваются и видят теремок, украшенный листьями, грибы, деревья). Ребята, а как вы думаете, что же это за домик? (Ответы детей).
Психолог: Верно! А кто знает почему наш лес осенний?
Психолог: Правильно! Осенью лисья деревьев окрашиваются в разные цвета, птицы улетают на юг, животные готовят еду на зиму.
Психолог: Я предлагаю поиграть нам в сказку теремок. Вы согласны? (Ответы детей).
Психолог: Возьмите каждый по платочку («Шифоновая радуга»). Помогите друг другу аккуратно завязать его на шее. Теперь возьмите варежки (игровой набор «Меховой театр») того цвета, какого у вас платочки и наденьте их на руки.
Сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Упражнение: «Назови ласково».
Ход: Необходимо части тела называть ласково.
Лобик с вами мы погладим,
Шейку нежно оботрем,
Ручек ласково коснемся,
И животик мы потрем.
Ножку правую, ножку левую
И головушку умелую.
Психолог: Кто взял предметы серого цвета, тот будет мышкой-норушкой, зеленого цвета – лягушкой-квакушкой, белого цвета – зайчик-побегайчик, оранжевого – лисичка-сестричка, темно-серый цвет – волчок-серый бочек, коричневый – медведь.
Ход: Психолог проговаривает сказку до того места, где начинается прямая речь героев сказки (дети озвучивают свои роли сами, педагог помогает в случае необходимости).
Психолог: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. (Ребенок спрятался за теремком, выглядывает в окно).
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. (Ребенок спрятался за теремком).
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. (Ребенок спрятался за теремком).
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить! (Ребенок спрятался за теремком).
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить! (Ребенок обходит теремок два раза и делает вид, что не может найти себе места).
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — бах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. (Дети разбегаются из теремка).
Психолог: Ну, что же, давайте поможем зверям построить новый теремок? Снимайте с себя роли, вы теперь снова дети. Посмотрите, что же лежит на волшебной полянке (холст большой и маленькие объединены в одно полотно)? (Ответы детей).
Психолог: Это волшебные карандаши (набор текстильных карандашей «Вязаная графика»), платочки (набор «шифоновая радуга») ими можно нарисовать теремок и всех героев этой сказки. А еще можно нарисовать деревья и урожай, чтобы звери могли собрать запасы на зиму. Ребята, кто что хочет нарисовать? (Ответы детей).
По ходу рисования педагог задает вопросы на тему какие животные меняют цвет и почему? Кто впадает в спячку? Что запасают лесные животные на зиму и т.д.?
Психолог: Ребята, посмотрите какая замечательная картина у нас получилась! Наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться в группу. Предлагаю каждому из вас взять по одному волшебному платочку («Шифоновая радуга»). Возьмитесь за один угол платочка правой рукой, а за второй – левой рукой. Вот так (психолог показывает). Вытяните две руки вперед и взмахните платком на счет: «один, два, три» три раза (включается музыка).
Психолог: А теперь садитесь на ковер. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (ответы детей). А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись).