Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Космос»
Воспитатель Королёва Светлана Леонидовна
Цель: уточнить и обобщить знания о космосе.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с историей развития космонавтики;
- развивать умения применять знания, умения и навыки, полученные на занятии, проявлять активный познавательный интерес;
- показать разнообразие видов звезд и созвездий;
- расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников, употребление существительных, прилагательных;
- воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
- прививать любовь к стране, к космосу.
Словарная работа: небо, звездное небо, комета; звезда, планета, галактика, созвездия; Солнце, Земля, Луна; космос, космический корабль, спутник, телескоп, космический полет, космонавт, скафандр.
Материал:
Демонстрационный: барабан для игры «Поле чудес», карточки с вопросами для игры; портрет К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина; картинка первого спутника, корабль «Восток»; картина «Солнечная система», «Звездное небо»; указка.
Раздаточный: карточка на каждого ребенка с его зодиакальным созвездием.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».
Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.
Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.
Рисование планет, космических спутников и космонавтов в скафандре.
Чтение стихотворений, сказок и рассказов: Н. Носов «Незнайка на луне», В. Бороздин «Первый в космосе».
Дидактические игры: «Будущие космонавты», «Зашифрованное слово», «От Плутона до Меркурия».
Строительная игра «Космодром».
Ход занятия:
Дети садятся полукругом, напротив стола с барабаном для игры «Поле чудес».
- Ребята на прошлых занятиях мы с вами говорили о празднике 12 апреля – день космонавтики, о покорении космоса. Сегодня мы с вами поиграем в игру «Поле чудес» тема: космос. Правила игры вы все знаете: крутите стрелочку барабана, останавливается стрелочка, вы берете соответствующую карточку с вопросом, я задаю вам вопрос, а вы отвечаете.
- Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля? (Планета, на которой мы живем – Земля. Земля круглой формы)
- Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда)
- Как называется спутник Земли? Что ты знаешь о нем? (Луна, она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе)
- Какие животные полетели первыми в космос? (Лайка, Белка и Стрелка)
- Кто был первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин)
- Каких женщин космонавтов ты знаешь? (В. Терешкова, С. Савицкая)
- Какими качествами должен обладать космонавт? (Он должен быть смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным)
- Что такое комета? (Обычное небесное тело, покрытое толстым слоем льда)
- Что такое скафандр? (Скафандр – это одежда космонавта, в которой он выходит в открытый космос)
- Какой прибор приближает то, что находится вдали от наблюдателя? (Телескоп).
- Молодцы, ребята, все вы правильно ответили на вопросы.
- Космос всегда интересовал человека. Ведь это важно знать – есть ли жизнь на какой -нибудь планете? Есть ли воздух на других планетах, как на планете Земля?
- Почти сто лет назад в городе Калуга жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (показываю портрет ученого). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты. Делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить.
- Но, через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева (показываю портрет конструктора), изготовили первый космический спутник и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно (показываю картинку первого спутника).
- Ребята, а кто первым отправился к звездам, вы мне рассказали во время игры «Поле чудес».
- Я с вами согласна, что космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показываю портрет) впервые в мире успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показываю картинку корабль «Восток»). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты с восторгом торжественно приветствовали первого космонавта.
А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт».
Физ.минутка
Раз - два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три – четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
- Молодцы, присаживайтесь на свои места, я вам сейчас загадаю загадку.
Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.
Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица.
(Если не ответят подвести к тому, что это звезды на небе).
- Правильно, это звездное небо. А вот и перед вами звездное небо (на доске картина звездного неба).
- Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно)
- А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце)
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.
- Я приглашаю вас посетить наш планетарий «Солнечной системы» (предлагаю детям встать и подойти посмотреть на картину, которая находится на столе).
- Ребята, посмотрите на картину, в центре нашей галактики расположена самая большая звезда - … Солнце (показываю).
- Молодцы, правильно.
- Вокруг нее движутся планеты. Сколько их? (9 планет).
- Совершенно верно, девять больших и маленьких планет, которые расположены в определенной последовательности.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс,
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун,
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- Ребята, подойдите ко мне и давайте представим, что над нами самые яркие звезды на небосводе. Сейчас мы с вами проведем гимнастику для наших глаз.
Мы звездочку увидали,
Глазки вверх подняли,
Вот звезды полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Вот звезды полетели,
Глазки влево посмотрели
А теперь звезда внизу.
Дети смотрят вверх, вниз,
Вправо, влево.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
- Молодцы, проходите, присаживайтесь на свои места.
- Ребята, я знаю, что у каждого из нас, в зависимости от того в какой месяц мы родились, есть свое созвездие. Я вам сейчас предлагаю вспомнить, кто под каким созвездием родился, а я вам на память подарю карточку с вашим зодиакальным созвездием.