Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с опорой на пальчиковый театр .
Цель: развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
-обучение последовательному пересказу с опорой на пальчиковый театр;
-развитие диалогической речи;
-подбор признаков к предметам с помощью вопросов;
-упражняться в подборе определяемых слов;
-упражняться в подборе действий;
-учить детей анализировать предложения на соответствие их рассказу;
-упражняться в восстановлении последовательности событий и составлении предложений;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развитие связной и фразовой речи;
-развитие просодической стороны речи;
-развитие внимания, памяти, логического мышления;
-развитие общей моторики;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать чувства справедливости, доброжелательности, желание прийти на помощь.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», пальчиковый театр : лубяная и ледяная избушки; лиса, заяц, собаки, медведь, петух с косой; текст сказки «Заюшкина избушка»; картонные декорации домов; маски (шапочки): лиса, заяц, медведь, петух.
Ход занятия.
- Организационный момент.
1.Приветствие в стихах:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте», друг другу.
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
-Доброе утро!
2.Отгадывание загадок.
Логопед: - Ребята, отгадайте загадки:
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Дети: это лиса.
Не барашек и не кот,
Носит шубу целый год,
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
Дети: Это загадка про зайца.
Логопед: - Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, где главнами героями являются заяц и лиса.
I I. Основная часть.
1.Рассказывание логопедом сказки «Заюшкина избушка» (адаптированный вариант с показом иллюстраций). Предварительное разъяснение слова: лубяная, лубяной.
2.Беседа по содержанию.
Кто жил в лубяной избушке? В каой избушке жила лиса? Почему у лисы растаяла избушка? Какая беда случилась с зайчиком? Были ли лиса и заяц друзьями до того как лисья избушка растаяла? Как можно назвать поступок лисы? Кто хотел зайчику помочь выгнать лису из избушки? Почему собаки и медведь не смогли ему помочь? Кто смог помочь зайчику? Почему?
3.Анализ предложений на соответствие их рассказу.
У лисы была избушка лубяная, а у зайца ледяная.
Ответы детей.
У лисы домик растаял, а у зайца сломался.
Лиса выгнала зайца из избушки.
Собаки испугались и убежали.
Медведь и петух выгнали лису из заюшкиной избушки.
4.Подбор действий.
-Что умеет делать заяц (лиса, петух, собака, медведь)?
Совместно с детьми подбирается по 6-8 действий.
- Динамическая пауза.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
6 .Подбор определяемых слов.
Логопед предлагает детям догадаться, кому из трёх героев (лиса, заяц, петух) сказки относятся слова, обозначающие признаки:
Трусливый, хитрая, отважный, боязливый, тихий и рыжая, серый, задиристый, умная, громкоголосый, длинноухий, короткохвостый, длиннохвостая, звонкоголосый.
- Подбор определений к персонажам сказки.
Логопед предлагает детям подобрать по 3-4 слова, характеризующих героев.
-Какой была лиса?
-Каким был заяц? (собаки, медведь, петух).
8.Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» детьми.
I I I. Подведение итогов.