Непосредственная образовательная деятельность развитие речи «Искатели сказок» в подготовительной к школе группе
Разработала воспитатель МАДОУ №82 г. Томска
Керженцева Елена Владимировна
Возрастная группа: дети подготовительной группы.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Пространственно-временной ресурс: 30 минут.
Цель: развитие речевой активности, через произведения К.И.Чуковского.
Задачи: образовательные: формировать у детей культуру цитирования, закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки; формировать чувство успешности для каждого ребенка, совершенствовать слогового и звукового анализа.
Развивающие: развивать умение обобщать информацию, выделять в тексте смысловые части, развивать артикуляционный аппарат, внимание, творческое воображение, и коммуникативные качества, словарь детей.
Воспитательные: воспитывать читательский интерес и любовь к произведениям К.И. Чуковского.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технология сотрудничества, игровая.
Предварительная работа: Чтение сказок К.И. Чуковского.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приемы: беседа, показ, объяснение, похвала, поощрение, наводящие вопросы, художественное слово.
Материальное обеспечение НОД: мультимедийная презентация, коробка с заданиями, портреты, паутина, вырезанные буквы, бумага, карандаши.
Аппаратное и программное обеспечение НОД: мультимедийное оборудование, колонки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Психогимнастика «Приветствие»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее). И у меня тоже хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и поделимся своим хорошим настроением.
(Раздается стук и на экране появляется Таня и Ваня).
В: Ребята кто это к нам пришел? (Таня и Ваня из сказки «Бармалей»).
Таня и Ваня: Здравствуйте ребята. Нужна ваша помощь, Бармалей украл сказки и стихи.
В: Ребята, что мы можем сделать для Тани и Вани?
Д: Помочь им.
Т.В: Вот ваши задания, а мы побежали, надеемся, скоро увидимся. Удачи.
В: Ребята, а кто написал сказку Бармалей?
Д: Сказку написал Корней Иванович Чуковский.
В: Давайте найдем его портрет, среди других.
Ребята кто такой К. И. Чуковский?
Д: Русский поэт, детский писатель.
В: Ребята, а вы знаете, чем отличаются сказки от рассказов?
Дети: Сказка-это выдумка, рассказ-это реальные события, произошедшие на самом деле. Сказка — это то, что ты можешь придумать, а рассказ — это то, что происходит иногда по-настоящему.
В: Правильно. А как нужно обращаться с книгами?
Д: Книги брать чистыми руками.
Книги нельзя рвать.
Книги нельзя мыть.
Нельзя рисовать на книгах.
Нельзя загибать углы.
- Задание «Паутина».
Посмотрите у нас на пути паутины. В них запутались не мошки да букашки, а буквы. Вспомните название сказок, и с какой буквы они начинаются.
Но сначала разделимся на две команды. Вытягивайте фишки.
«М» - Мойдодыр
«П» - Путаница
«Т» - Тараканище
«Б» - Бармалей
«А» - Айболит
«Т» - Телефон
«К» - Крокодил
«З» - Закаляка
(Если затрудняются, то подсказка изображение отрывка из произведения). (Если команда затрудняется, давайте поможем друг другу).
В: О как хорошо получилось. Как быстро разобрались с этим заданием. Молодцы.
Следующее задание:
- «Волшебные загадки»
Присаживайтесь на ковер. (Картинки на экране) Вы должны отгадать, кому из героев принадлежит вещь.
- То, чем лечил Доктор Айболит бегемотиков. (Шоколад)
- Любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон» (калоша)
- Кого сманил на прогулку бутерброд? (сдобная булка)
- Что Муха купила на базаре? (самовар)
- Кому принадлежат велосипеды из сказки Тараканище? (Медведям и коту)
Т.В: Ура! Молодцы, справились с заданием.
- Игра «Звуковой анализ»
В: Ребята, Айболит приготовил нам задание, он хочет проверить наше зрение, слух и внимание. Выбирайте фишки и мы разделимся с вами на две команды. У каждой команды перед вами на столе буквы, нужно нам с вами взять по букве и составить слова и сделать звуковой анализ. И мы с вами узнаем, кого Айболит вылечил.
Волк, Лиса.
В-согл, зв,тв.
О – гл, ударн.
Л – согл, зв,тв.
К – согл, гл, тв.
Лиса
Л-согл, зв, мягк
И – гл,безуд.
С – согл, глух, тв.
А – гл, ударн
В: Молодцы, ребята. Вижу, что вы хорошо знаете героев сказок К.И. Чуковского.
Пойдемте, присядем за столы, чтобы выполнить следующее задание.
- Пазлы и ребусы.
Мы с вами будем работать в парах. Посовещайтесь и выберете отгадывать ребусы или составлять пазлы вы будете. Кто выбрал пазлы нам нужно с вами собрать страницы из сказок. И назвать из какой сказки страница. В ребусах зашифровано название сказки, нужно отгадать. (Индивидуально работает ребенок над ребусом).
В: Молодцы, здорово справились.
Воспитатель: Айболит очень беспокоится о нашем здоровье. Давайте встанем в круг и покажем, доктору Айболиту, что мы здоровы, лечить нас не надо.
Физминутка
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, (машут руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна? (глядят из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем, (поскоки на месте)
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (показывают какие сильные)
– Вот какие сильные, здоровые.
Следующее задание называется 5. «Бюро находок».
Ребята, здесь потерянные герои и вещи из разных сказок К.И. Чуковского и вернуться они смогут в свои сказки, если вы расскажите строчку из произведения с этим словом.
Одеяло (одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка ускакала от меня. Мойдодыр).
Кастрюля (и кастрюля на бегу закричала утюгу: «Я бегу, бегу, удержаться не могу. Федорино горе).
Монета (Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо! Муха денежку нашла. Муха-Цокотуха).
Воздушный шар. (А за ними комарики – на воздушном шарике. Тараканище)
Телефон. (У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон. Телефон)
Мочалка. (А мохнатая пчела ей мочалку принесла. Муха в бане).
Котята. (Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!» Путаница.
Айболит. (Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Айболит).
В: Ребята, подскажите, в какой сказке есть именинница? (На экране Муха)
Дети: Муха-Цокотуха.
- Комплименты.
В день рождения нужно говорить комплименты. Мы будем с вами говорить «У мухи не лапы, а лапки…»
Лапы – лапки
Усы – усики
Крылья – крылышки
Голова – головушка
Тело – тельце
Глаза – глазки
Рот - ротик
Т.В. Молодцы, какие красивые комплименты (фейерверк).
- Варенье.
В: Муха собрала ягоды и фрукты, что можно из этого сделать?
Д: Варенье.
Как Мы можем ей помочь?
Какое варенье получилось?
Клубничное, яблочное, грушевое.
А если смешать?
Клубнично-грушевое, яблочно-клубничное, грушево-клубничное.
8.Мнемотаблица.
Ребята и осталось последнее задание. Смотрите. В картинках зашифровано стихотворение. Давайте прочитаем его.
Лягушонок под тиною
Заболел скарлатиною
Прилетел к нему грач,
Говорит:
«Я врач!
Полезай ко мне в рот,
Все сейчас же пройдет!»
Ам! И съел.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
(На экране появляется Бармалей)
Бармалей: Ребята, извините меня, я больше так не буду. Я добрым хочу быть.
Вот, держите ваши сказки и стихи.
В: Ребята, прощаем Бармалея?
Д: Да.
Таня и Ваня: Молодцы вы справились со всеми заданиями, спасибо вам.
Рефлексия.
Б: Вам понравилось ребята?
В: Какие сказки мы сегодня нашли? Как вы думаете, почему мы справились с заданиями? Что нам помогло справиться? (если мы не читали книги, мы бы справились?)
Выберете смайлики. И расскажите, все ли у вас получилось. Если кому-то было трудно, то почему? (сложно если было, то мы обязательно еще выполним это задание, и в следующий раз будет легче.)
Таня и Ваня очень благодарны, что мы с вами нашли сказки и предлагают нарисовать понравившегося героя под прослушивание аудиосказок К.И. Чуковского.