Детский сад 82 г.Томск - Конспект ОД по основам грамотности в подготовительной к школе группе «Будущие отличники»

Конспект ОД по основам грамотности в подготовительной к школе группе «Будущие отличники»

Категория: Конспекты занятий Создано: 09.03.2023

Воспитатель Пешкова Лариса Сергеевна

Цель: закреплять знания, умения и навыки детей к основам грамотности, поддерживать интерес к обучению в школе, формировать желание учиться.
Программное содержание:
Образовательные задачи:

- Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение.

- Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках.

- Формировать умение делить слова на слоги.

- Формировать умение составлять слова из слогов.

- Совершенствовать навык чтения слогов и слов.

Развивающие задачи:

- Развивать фонематическое восприятие.

- Развивать память и внимание.

- Развивать словесно-логическое мышление у детей, делать выводы.

- Развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

- Воспитывать умение совместной работы в паре.

- Воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Демонстрационный материал: доска, фланелеграф, ТСО, изображения Звукомора на слайде, Феи Грамоты за каменной стеной, мяч, звуковые часы, слайды со слоговыми домиками, настольная игра — подарок.
Раздаточный материал: картинки со слогами, картинки для звукового анализа, карточки со схемами предложений, звуковые пеналы.

Методы и приемы: игровая ситуация, создание ситуации успеха, беседа, разминка, рассуждение, физкультминутка, дидактическая игра, разгадывание ребусов, работа в паре, индивидуальная работа детей. Контроль и самоконтроль, рефлексия.

Ход:

Воспитатель с детьми стоят в кругу.

Воспитатель:

Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем, друг другу руки,
Побежит тепло по кругу,
Вместе будем очень дружно,
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.

Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями. И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! Но я узнала, что недавно в стране Знаний произошло ужасное событие.
Злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоты и спрятал в своем замке за каменной стеной, кроме того он попрятал много звуков и букв. Но так как вы умные ребята, многому научились, я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту. Как вы думаете, сможем мы помочь и освободить Фею Грамоты?
Дети: Да!
Воспитатель: Нам надо разрушить каменную стену. А чтобы ее разрушить, нужно пройти испытания — выполнить задания. Стена очень крепкая, за каждым выполненным заданием стена начнет постепенно разрушаться. Итак — вперед!
Задание № 1 называется «Вопрос — ответ»
(воспитатель задает вопрос, дети отвечают)

  • Из чего состоит наша речь? (из предложений)
  • С какой буквы пишется начало любого предложения? (с большой)
  • Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак.)
  • Из чего состоят предложения? (из слов)
  • Из чего состоит слово? (из слогов)
  • Из чего состоит слог? (из звуков и букв)
  • Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
  • Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
  • Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные)
  • Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
  • Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
  • Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)

Воспитатель: Молодцы, все справились с первым заданием и разрушили первый ряд каменной стены.
Задание № 2. Называется «Звуковые часы».
Воспитатель:  Перед вами «Звуковые часы». Вы видите, что на них не цифры, а картинки. И они показывают не время, а рассказывают о звуках. Давайте проверим, как они работают. Покажите синей стрелкой картинку, название которой начинается с твердого согласного звука, а зеленой стрелкой картинку, название которой начинается с такого же, но только мягкого согласного звука. Например, «солнце — синица». (Дети выполняют задание)

Воспитатель:  Молодцы, выполнили задание. Второй ряд стены разрушен.

Задание № 3 «Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель:  Посмотрите, ребята, перед вами паровоз с вагончиками. В паровозиках одно, два, три окошка. Перед вами звери. Вам нужно расселить их по вагончикам. Но для этого вам нужно разделить названия зверей на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором) Как мы сможем определить количество слогов?
Дети: При помощи хлопков.
Воспитатель: А еще, какое правило, мы знаем?
Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов!
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы вы правильно выполнили задание и разрушили третий ряд стены.

Задание № 4 «Собери слово».
Воспитатель:  Перед вами слоги. На одном столе слоги из начала слова, а на   другом — конечные слоги. Из двух слогов вам нужно составить слово. Давайте попробуем подобрать.
Дети в парах, подбирая слоги, составляют слова.
Воспитатель: Молодцы, вы выполнили и это задание. Стена дальше разрушается.

Воспитатель: Ох, нелегкий у нас путь, надо детям отдохнуть.
А теперь настал черед сыграть в игру «Большой - маленький».
(Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч. Воспитатель называет слово, а дети преобразуют его в уменьшительно - ласкательное суффиксальным способом)
мяч — мячик
подушка — подушечка
перо — перышко
стул — стульчик
стол — столик
окно — окошко
дверь — дверка
книга — книжечка
лист — листочек
ведро — ведерко
куртка — курточка
платье — платьице
туфли -туфельки
скатерть — скатерка
очки — очечки
ветер — ветерок
дерево — деревце
лиса — лисичка
верблюд — верблюжонок
кровать — кроватка
салфетка — салфеточка
ваза — вазочка
Дети садятся за столы.

Задание № 5 «Звуковой анализ слов».
Воспитатель:  Вот картинка перед вами. На ней нарисована белка. Возьмите звуковые пеналы. Вам надо выполнить звуковой анализ слова «белка». А мы потом посмотрим, какие звуки живут в этом слове.

Дети выполняют задание.

Предлагается какому-нибудь ребенку рассказать про свое слово, какие звуки живут в этом слове.

Воспитатель: Молодцы, стена продолжает разрушаться.

Задание № 6. «Буква потерялась».
Воспитатель:  Ребята, в словах потерялись буквы, вам надо вставить в пропущенное место нужные буквы, чтобы получилось слово.

  • З _ _ Т (зонт)
  • С _ У _ (стул)
  • _ _ Ю Г (утюг)

Дети выполняют задание. Воспитатель хвалит детей. Убирает ряд стены.

Задание № 7. «Нарисуй схему предложения».
Воспитатель: Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.
1. Дует ветер.
2. На улице хорошая погода.
3. Сколько стоит мороженое?
А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)
|___________ ___________ ___________.

Дети выполняют задание.
Воспитатель:  Молодцы, ребята, остался последний ряд стены.

Задание № 8 «Разгадай слово»
Воспитатель: Ребята, перед вами зашифрованное слово (алфавит), разгадав которое вы окончательно разрушите злые чары волшебника Звукомора и освободите Фею Грамоты.
Вам нужно отгадать загадки, вставить буквы в слово и прочитать слово.
1) Загадка: Айболиту все сперва говорили букву… (А)
2) Самое жаркое время года начинается с этого звука…(Л)
3) Этот звук стоит последним в слове шарф (Ф)
4) Этот гласный звук стоит посередине в слове мак (А)
5) Этот звук звонкий парный брат глухого звука Ф… (В)
6) У ежа и у елки есть колючие…иголки…. Первый звук у слова иголки назови ну конечно это…(И)
7) В слове рот и бегемот этот звук последний — вот. (Т)
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, какое слово у вас получилось?
Дети: Алфавит!
Воспитатель: Молодцы, выполнили все задания и разрушили заколдованную стену. Смотрите, Фея Грамоты освобождена!

Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть спасателями - освободителями?
Дети: Да!
Воспитатель: Как вы думаете, почему вы смогли помочь Фее Грамоты? Почему у вас это получилось? (Ответы детей)
— Что было трудным для вас сегодня? (Ответы детей)
— Что запомнилось или понравилось больше всего? (Ответы детей)
— Вам нравится учиться? (Ответы детей)
— Да, когда все получается — мы радуемся! Вы стали совсем взрослыми, многому научились. Фея Грамоты благодарит вас, дарит вам игру и желает быть такими же успешными в школе.

Яндекс.Метрика