Конспект занятия в старшей группе "Путешествие в весенний лес"
Черняева Светлана Николаевна,
учитель-логопед
Цели:
Коррекционно-образовательные:
• Обогащение словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;
• Развитие мышления и связной речи;
• Развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
• Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Образовательная деятельность:
Речевое развитие:
Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; отвечать на вопросы; включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать и оценивать свои действия и действия сверстников.
Социально - познавательные:
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе, умения выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
Коммуникативное развитие:
Умение вступать в контакт и работать в коллективе, сотрудничать со взрослым и сверстниками.
Оборудование: сюжетные картинки по теме: «Весенний лес», ведёрки с цветами, картинки животных.
Ход занятия:
Логопед: Все мы любим путешествовать. И сегодня мы отправимся в необычное путешествие в весенний лес. А для этого нам нужно позвать всех друзей. Представим, что мы взяли колокольчики.
«Колокольчик».
Динь-динь, динь-динь
Колокольчик, поскорей!
Динь-динь, динь-динь
Созывай моих друзей,
Динь-динь, динь-динь!
громко, тихо
Молодцы!
Логопед: Ой, смотрите ребята письмо. От кого оно интересно? Написан адрес: г. Томск, ул. Иркутский тракт, 182. Это адрес нашего садика, группа «Пчелка». Нам? Прочтем?
- Дорогие ребята! Пишет вам Старичок - Лесовичок. Случилась беда. Наступила весна. А лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить цветы, зверей, птиц, насекомых..
Логопед: И правда, никого не видно. Тишина.
Поможем Старичку - Лесовичку разбудить всех в лесу?
Дети: да.
Логопед: Тогда нам нужно отправиться на прогулку в лес. А поедем мы туда на паровозике. Но сначала мы сделаем дыхательную гимнастику. Встаньте прямо, руки положили на животики, вдох мы делаем через нос, а выдох через рот. На выдохе мы будем произносить звуки, слоги и слова. Приготовились….
– О
– ПО
– ПОЕЗД
– ПОЕЗД ЕДЕТ
– ПОЕЗД ЕДЕТ БЫСТРО
Логопед: - Вот мы и приехали в лес.
Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Посмотрите, ребята, сколько воды в лесу, ещё лежит снег.
Логопед: Пойдём навстречу весне долгожданной. Она лучами растопит снега, она развеет седые туманы и разбросает цветы на лугах.
Логопед: Вот мы и попали на полянку «Вспоминалка».
Нужно отгадать загадки:
Тает снежок, Ожил лужок,
День прибывает, Когда это бывает?
Дети: Весной.
Логопед: Жил я посреди двора, меня слепила детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей.
Дети: Снеговик.
Логопед: Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей, взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица…
Дети: Грач.
Логопед: Рук нет, а строить умеет.
Дети: Птица.
Логопед: Ребята, именно птицы будят весну. Попробуем разбудить весну голосами птиц, поиграем в игру «Доскажи словечко».
Звонко капают капели (дети хором) - кап-кап-кап;
Птицы весело запели (дети хором) - чирик - чирик;
Встретят солнце птичьи трели (дети хором) - тр-р-р-р;
Птицы к нам тепло зовут:
Дятел – (дети хором) - д-д-д-д-д;
Синица – (дети хором) - тинь-тинь-тинь;
Ворона – (дети хором) - кар-кар-кар;
Кукушка – (дети хором) - ку-ку-ку;
Воробей – (дети хором) - чик-чирик;
Сорока – (дети хором) - ч-ч-ч-ч;
Логопед: Какие птицы прилетели в лес?
Дети: ласточка, скворец, грачи, жаворонки.
Логопед: Весна наступает, когда солнце пригревает. А вот и полянка. Но что-то на ней темно. Как вы думаете, почему?
Дети: потому что нет солнышка.
Логопед: А давайте все вместе дружно позовём солнышко.
Солнышко, солнышко,
Не скрывайся в тучу.
Не скрывайся в тучу,
Холод нам наскучил.
Логопед: Скажите, ребята, а солнышко какое?
Дети: Желтое, доброе, веселое, теплое, игривое, ласковое.
Логопед: Как стало в лесу при солнышке?
Дети: Стало в лесу светло, радостно, весело, нарядно.
Логопед: Закройте глаза, представьте себя солнышком, которое проникает в каждый уголок леса, выполняя огромную работу (разбудило ручеек, снег согнало, землю обогрело, разбудило цветы).
А теперь на одной ножке поскачем на другую полянку «Цветочную»
Но кто- то был здесь до нас и порвал все цветы. Давайте их соберем. Сначала вместе скажем слова:
По лесу мы гуляли,
Цветы мы собирали.
Поиграем в игру «Собери цветы» (нужно собрать цветы из 3-4 частей по образцу).
Какой цветок ты собрал?
Дети: я собрал подснежник, я - мать-и-мачеху, я – одуванчик, я – тюльпан, я - нарцисс.
Логопед: А сейчас я взмахну волшебным цветком и мы очутимся на другой полянке. А называется полянка «Отгадай-ка!».
Ребята! Чтобы нам помочь разбудить зверей, надо взять бумажные комочки и разгладить их, и мы разбудим животных.
- Кого мы разбудили после зимней спячки?
Дети: Я разбудил медведя, ежа, барсука, енота.
Сейчас возьмите листы и обведите тех животных, которых мы разбудили в лесу.
Логопед: Мы попали на полянку «Букашки». Как вы думаете кого мы здесь разбудим? Конечно же, насекомых: муравьев, бабочек, жуков, кузнечиков.
Пальчиковая гимнастика :
Давайте наши пальчики превратим в ножки сороконожки:
Вот бежит сороконожка (пальцы правой руки щекочут левую ладонь в направлении от кончиков пальцев до основания ладони).
У Алешки по ладошке.
Так щекочут ее ножки,
Что хохочет наш Алешка.
Посмотрите, ребята, мы всех разбудили и Старичок – Лесовичок будет нами доволен.
Логопед: Повторите за мной -
ЛА-ЛА-ЛА – к нам весна пришла;
ПЛО-ПЛО-ПЛО – стало на дворе тепло;
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – расцветай земля.
Итог: Ребята! Понравилось вам путешествие? Кому мы помогли разбудить весну? Кого мы разбудили в лесу?