Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Осень. Осенние месяцы»
Учитель-логопед Черняева Светлана Николаевна
Цель: Обогащение и активизация активного словаря детей по теме «Осень. Осенние месяцы».
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
Закрепить знания детей о характерных признаках осени.
Совершенствовать связную речь, творческое воображение.
Формировать навык работы по алгоритму.
- Коррекционно-развивающие:
Развивать связную речь и формировать словарь по теме.
Расширить и активизировать словарь глаголов.
Расширить и активизировать словарь прилагательных.
Развивать речевой слух и внимание.
Развивать общую и мелкую моторику.
- Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать культуру общения.
Развивать умение выслушать сверстника.
- Индивидуальная работа:побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей
Оборудование:
Картинки «Золотая осень в лесу», «Осень в грибном лесу», «Осенний дождь», серия иллюстраций «Дары осени», иллюстрация к рассказу Сладкова «Осень на пороге», графическая схема рассказа, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, мяч, шишки для массажа.
Ход занятия:
- Организационный момент
Логопед: сейчас я загадаю вам загадку – отгадка и есть тема нашего сегодняшнего занятия: Как осенние грибы Зонтики мы носим, Потому что на дворе. Наступила …..(Осень)
Дети садятся на стульчики.
Ребята, а что мы можем рассказать об осени? Посмотрите на картинки с изображением осенних явлений. Они помогут нам рассказать о ней.
- Основная часть занятия.
- Игра «Закончи предложение об Осени»
Я буду говорить начало предложения, а вы должны его закончить.
На смену лету пришла… (осень).
Солнышко все чаще прячется за (тучами)
Зеленая летняя травка постепенно становится сухой и (желтой)
Листья на деревьях становятся (красные, желтые, оранжевые), а потом с деревьев (опадают)
Погода на улице (серая, пасмурная). На небе серые (тучи). Все чаще идет (дождик)
Ветер становится (холодным)
Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края).
Зверям некогда резвиться, они собирают зерна, орехи, ягоды и делают… (запасы на зиму).
Вопросы:
После какого времени года наступает осень?
Когда можно сказать, что осень наступила? (называем характерные признаки)
Какие листья бывают осенью? (Разноцветные, желтые)
Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)
Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)
Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
Логопед: А теперь достанем зеркала и поставим их перед собой. Сделаем зарядку для нашего Язычка!
- Упражнения для язычка:
Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка»), отправился верхом на лошадке (Цокаем как Лошадка) в лес.Язычок добоался до леса и увидел там поляну. А на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок» - широкий язык «присасывается» к нёбу.
Язычок скакал на лошадке от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот подберезовик, а вот подосиновик, вот еще свинушка, а это сыроежка. (Дети цокают 3-4 раза, задерживают язык наверху в позе «Грибок» на каждое название гриба.) Набрав полную корзину грибов, язычок решил вернуться домой.
3.Логопед: Ребята, посмотрите в окно: с деревьев опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад)
Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я раздам вам листочки на ниточках, а вы хорошенько на них подуете, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носом, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 5 раз).
4.Логопед: Ребята, сейчас я вам расскажу, что же такое осень.
Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время.
Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром .
Ребята, вам понравился рассказ?
Беседа по содержанию рассказа
Что происходит с листьями осенью?
Как называют осень?
Что происходит с погодой?
- Игра с мячом «Что делает?»
(Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)
Логопед: а сейчас я предлагаю встать полукругом и вспомнить, а что бывает осенью?
Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект осенью. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»
Дождь. (Льет, мочит, моросит)
Ветер. (Дует, срывает, воет)
Тучи. (Ползут, летят, закрывают)
Листья. (Желтеют, кружат, опадают.)
Животные (Прячутся, готовят, засыпают.)
Деревья. (Качаются, желтеют)
Птицы. (Собираются, улетают, кричат)
Люди. (Переодеваются, мокнут, собирают).
- Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, (волна)
Ветер листики считал: (сжимать-разжимать ладони)
Вот дубовый, (загибаем пальцы)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (подуть на ладони)
III. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?
Чем мы занимались?
Кто напомнит как называется рассказ?
Чему вы сегодня научились?
Что запомнили?
Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее приметах.