Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «К нам весна шагает!»
Воспитатель Пешкова Лариса Сергеевна
Цель: развитие культуры речи у детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна». Обобщить знания детей о признаках весны.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять с детьми характерные признаки весны,
- обогащать и активизировать словарный запас по теме «Весна»;
- формировать умение детей составлять рассказ с опорой на картинки;
- продолжать знакомить с литературными произведениями о весне.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать познавательные процессы: внимание, мышление, воображение;
- развивать навыки учебной деятельности: умение слушать, слышать, самоконтроль.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
- воспитывать интерес к процессу обучения, аккуратность;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
- Наблюдения на прогулке за весенними признаками.
- Чтение произведений и рассматривание картин о весне.
- Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах.
- Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Птицы».
- Работа с мнемотаблицей.
Мет. приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Оборудование: макет солнца, лучики, иллюстрации времена года, весенние картинки. Мнемотаблица.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста, возьмитесь за руки.
Здесь, сегодня поутру
Мы затеяли игру.
Ты — ромашка, я — вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Дети встали в круг.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг по шире.
Кому венок я свой вручаю
Тот на вопросы отвечает.
Дидактическая игра «Скажите наоборот»:
Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)
Весной светает рано, а темнеет...? (поздно)
Весной погода солнечная, а осенью? (пасмурная)
Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)
Весна бывает ранняя, а бывает...? (поздняя)
Воспитатель:
Вас в сказку приглашаю я
А в этой сказке я – Весна.
(Надевает венок.)
Зима меня к вам не пускала,
Она меня заколдовала.
А Зиму только солнце может победить
Холод, стужу лютую своим жаром растопить.
Солнышко здесь есть у нас,
Но без лучей оно сейчас.
Если много лучиков для солнца соберете
Меня от колдовства Зимы теплом его спасете.
А каждое задание если выполняете,
Солнечный лучик в награду получаете.
Ну что, поможете вы мне?
Мы бросим вызов злой Зиме?
Ответы детей.
Воспитатель:
Вот вам первое заданье.
Оно потребует вниманья:
- Рассмотрите картинки, определите их правильную последовательность, затем разложите по порядку. Начнем с весны.
- Ребята, почему вы разложите картинки в таком порядке?
(Ответы детей.)
Лучик солнца получаем,
Заниматься продолжаем!
Воспитатель:
Еще задание для вас:
Придумать небольшой рассказ: о том, что весной в природе происходит.
Картинки эти вам в подспорье.
- Что это? (Солнце.)
- Придумайте слова-признаки к слову «солнце» (оно какое?)
(лучистое, яркое, теплое, весеннее, ласковое)
- Назовите слова-действия (что делает?)
(светит, греет, радует)
- Составьте предложение про солнце с придуманным словами.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово солнце (тепло).
- А теперь расскажем о птицах, цветах, деревьях.
- Составьте небольшой рассказ о весне, используя придуманные предложения.
Воспитатель:
Молодцы!
Наше солнце станет лучше,
Ведь мы еще добавим лучик!
Воспитатель: Ручеёк в лесу смеётся,
И запел в саду скворец.
Солнце жарче пригревает,
И пришёл зиме конец.
Первый маленький подснежник
Пробудился ото сна,
Он расправил лепесточки:
- Вырос я, пришла весна!
Воспитатель. Дети, назовите мне приметы весны?
Дети.
Ранний прилет жаворонка - к ранней весне.
Когда прилетают дрозды, значит, морозов уже не будет.
Если в марте видно дятла, то весна поздней будет.
Увидел скворца - знай: весна у порога.
Весной паутины много - будет жаркое лето.
Воспитатель:
Еще лучик получаете.
Да, меня - весну вы выручаете!
Воспитатель. Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?
Дети. Март, апрель, май.
Воспитатель. А какие пословицы и поговорки о весне вам знакомы, расскажите?
Дети.
Весна — как пава: всему свету краса и слава.
Красна весна, да голодна.
Как ни дуйся лягушка, а до вола далеко.
Лягушка в колодце о море и не ведает.
Было бы болото, а лягушки будут.
Всяк кулик в своём болоте велик.
В своём болоте и лягушка поёт.
Весна - красна зиму - земскую на нет сводит.
Одна ласточка не делает весны.
Воспитатель:
Еще лучик получаете.
Да, меня - весну вы выручаете!
Воспитатель:
А сейчас стихотворенье:
Мы покажем все движеньем.
Его я буду вам читать,
А вы движенья подбирать.
Физическая минутка.
На орех взобрался Мишка,
(имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна,
(ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши,
(соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна?
(поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной,
Где прозрачен небосвод,
(повороты головы вправо и влево).
Клин, увидев журавлиный,
(показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!»
(руки поднять в стороны, вверх с радостью, и улыбнуться весне).
Воспитатель:
- Ребята, а как называется текущий весенний месяц?
(Ответы детей.)
- Послушайте стихотворение С. Маршака с одноименным названием.
- Прочитать детям стихотворение
- Предложить детям повторить его с помощью мнемотаблицы сначала полностью, затем по строчке
- Предложить (по желанию) рассказать стихотворение полностью с опорой на мнемотаблицу.
Воспитатель:
Еще лучик получаете.
Да, меня - весну вы выручаете!
Воспитатель:
Прилетели скворцы - птицы,
Где же им селиться?
И грачовник занят, и ива у ручья,
Ну что, мы им поможем, милые друзья?
(Ответы детей.)
- Из каких материалов мы можем построить скворечник?
(Ответы детей.)
Воспитатель.
Предлагаю взять конструктор.
Он верный ваш помощник в решении проблем!
Какой построим домик, и из каких деталей?
Не торопясь подумать я предлагаю всем.
-Детали, какой формы, и в каком количестве вам потребуются для конструирования крыши скворечника? Самого скворечника?
(Ответы детей).
Свободная деятельность детей.
Воспитатель:
Еще лучик получаете.
Да, меня - весну вы выручаете!
- Рефлексия:
Воспитатель:
Вернулись к солнышку лучи,
Пропали чары злой зимы
И в этом помогли мне вы.
- А как мы все вместе помогли весне, расскажите?
- Что позволило нам помочь весне?
- Какое задание было самым трудным и почему?
- Что вам понравилось?
- Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?