Конспект занятия на развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет
Учитель – логопед Черняева Светлана Николаевна
Цели: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых и неречевых звуков.
Задачи:
- формирование умения различать речевые и неречевые звуки
- воспитывать у детей слуховое и зрительное внимание и память;
- Развивать память, логическое мышление.
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей на материале неречевых и речевых звуков
- Знакомить детей с органами артикуляции;
- Развивать артикуляционную моторику и общую моторики;
Ход занятия:
- Вводная часть. Организационный момент. Приветствие
Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Дети:
Доброе утро, птицы запели.
Добрые люди, входите к нам в двери.
Милости просим в гости сейчас.
Очень мы рады видеть всех Вас!
- Введение в игровую ситуацию.
Логопед: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл герой мультфильма. – Кот Матроскин и очень хочет с нами поиграть.
Игровое упражнение «Отгадай, кого позвали?».
Логопед шепотом по очереди называет имена детей.
- Кто услышит свое имя ласково - повернитесь ко мне:
- Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия.
Постановка цели занятия:
Логопед: - Кот Матроскин, оставайся с нами. Мы тебе много интересного расскажем.
- Логопед играет на муз. инструментах: дудочке, бубне, стучит в барабан, шуршит бумагой, звукоподражает лаю собачки, мычанию коровы, произносит звуки а, ау, иа.
- Расскажите, какие звуки вы слышали? (дети перечисляют).
- А какие звуки еще окружают нас? (дети вспоминают и рассказывают, что можно услышать : шум дождя, гудок машин, листья на ветру шумят.)
- Чем мы слушаем? (ушами)
- Вы очень внимательно слушали и правильно выполнили задание.
- Игры на развитие слухового внимания.
Д/и «Угадай, что звучит»
У логопеда на столе барабан, колокольчик, молоточек, дудочка.
Логопед: - Ребята, закройте глаза, послушайте и отгадайте, что звучит.
(Логопед следит за тем, чтобы дети отчетливо произносили название предмета, его действия: барабан гремит, колокольчик звенит, дудочка играет, молоток стучит.)
Д/и «Отгадай, кто позвал»
Дети идут по кругу и говорят:
- Слушай, слушай, не зевай
И загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай.
В кругу стоит ребенок с закрытыми глазами. Играющий по просьбе логопеда обращается к водящему. Водящий должен угадать, кто его позвал.
Игра повторяется несколько раз (3-4 р).
Д/и «Кто как кричит»
а) В мешочке лежат мелкие фигурки животных: кошка или котенок, корова, собачка, цыпленок, утка, лошадь, лягушка. Дети попеременно достают из мешочка фигурки.
Логопед: - Кто это? Как мычит корова? Скажи громко, тихо, (так со всеми животными)
б) Вариант игры:
У детей на столах фигурки животных.
Логопед: - Отгадайте, назовите и покажите животного, про которого я говорю: - Гав-гав. Кто это? (собака)
- Что делает собака? (собака лает)
- Мяу-мяу. Кто это? (кошка)
- Что делает кошка? (кошка мяукает)
- Му-му. Кто это? (корова)
- Что делает корова? (корова мычит)
- Ку-ка-ре-ку. Кто это? (петух)
- Что делает петух? (петух кукарекает)
- Хрю-хрю. Кто это? (свинья)
- Что делает свинья? (свинья хрюкает)
- Кря-кря. Кто это? (утка)
- Что делает утка? (утка крякает)
III. Физминутка. «Прогулка в парк»
Логопед: - Ребята, мы с вами находимся в парке. Давайте погуляем.
Здесь очень высокая трава, перешагиваем, (поднимаем высоко колени).
Перепрыгиваем через ручеек ( прыжки на двух ногах).
Посмотрите, какая красота! (повороты туловища).
Вдруг подул ветерок. (Лёгкий выдох с округлением губ).
Ветер затих. Будем собирать красивые цветы (приседания).
Собрали мы много цветов (развели руки в стороны).
- Рефлексия.
Ребята!
- Вы внимательно слушали, хорошо рассказывали.
- Чем вы слушаете? (ушами)
- Чьи уши услышали больше звуков?
- Что ты услышал? (стук молотка, игру на дудочке)
- Что больше всего запомнилось вам на занятии?
- Всё ли у вас получалось?
- Что мешало?
- Что помогало?
- Матроскину очень у нас понравилось.
Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы
компенсирующей направленности.
Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия
Формирование фонематического восприятия заключается в последовательности усвоения фонематических представлений, позволяющих выходить за пределы непосредственного опыта ребенка, подготавливая его к усвоению ритмико-интонационной стороны речи. Параллельно формируется скоординированная работа речеслухового, речедвигательного, зрительного анализаторов, обеспечивающих основу коммуникативной функции речи.
Таким образом, формируя фонематическое восприятие, можно уменьшить дефицит языковой способности, развить мышление и коммуникативную компетенцию ребенка.
Программные задачи:
познакомить с правилами поведения на занятии;
развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых и речевых звуков.
Оборудование:
небольшая ширма;
звучащие игрушки и предметы (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка и пр.);
Ход занятия:
- Организационный этап
- Садится тот из детей, кто хлопками воспроизведет заданный логопедом ритм звучания «волшебного бубна».
- Сообщение темы занятия
- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
(Детям объясняются правила поведения на занятии: не мешать соседям, поднимать руку и пр.).
- Развитие слухового внимания. Игра «Молчанка»
- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка».
- Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков.
Посмотрите, сколько разных предметов перед вами. Эти предметы могут звучать по-разному.
Послушайте эти звуки.
А) работа ножниц, шуршание бумагой, постукивание молотком, постукивание ложечкой о стакан.
А сейчас отгадайте предмет по звучанию.
Действия выполняются логопедом за ширмой, а дети называют, что звучало.
Б) - Игра «Что звучит?»
Детям предлагается при зрительном контроле послушать звучание четырех предметов (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка). Затем предметы убираются за ширму, и дети отгадывают - что звучит.
Уточняется, что дети слушали разные ЗВУКИ.
- Физминутка
Игра «У кого колокольчик?»
Дети образуют круг. Водящий становится в центр круга и закрывает глаза. Дети передают колокольчик друг другу. По беззвучному сигналу логопеда ребенок, получивший колокольчик, звонит и прячет колокольчик за спину. Водящий определяет направление звучания и угадывает того, кто звонил.
- Знакомство с термином «Речевой звук»
Вы уже слышали, как звучат разные не живые предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
- Р-р-р' —Тсс!
В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели: - Мммуу! — Шшш!
В комнате мухи жужжали: А комары все пели: - Жжж! — Ззз!
Мимо машины бежали: Непоседа мячик днем и ночью
- Тррр! Успокоиться не хочет:
Гудели от ветра все провода: — Пам! Пам! - Зззнь! Куклы кашляют в постели —
Капала в кухне из крана вода: Днем мороженое ели! - Динь! — Кхх! Кхх!
Перекликались в ночи поезда: - Ууу! Ууу! Э. Нийт. (Перевод с эстонского Е. Ракеева)
- Как перекликались поезда? (Ууу!) Как коровы мычали? Как куклы кашляют от мороженого?
Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают разные животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и образуют слова. А помогают говорить нам наши ротик, губки, язычок и голосок. Запомните главное правило: Звуки мы слышим и говорим! (выставляется табличка, см приложение)
- Проговаривание слогов в сопровождении четких ритмичных движений:
Подбор звуков и слов для передачи звучания неживой природы. |
Игра «Театр». Один слог — одно четкое движение. Показать и озвучить: · «Идет дождь»: пальцы стучат по столу: «Кап-кап». · «Паровоз»: кулаки плотно сжаты, резко разжимаются и сжимаются: «Пых-пых»; · «Чайник кипит»: крышка-ладонь стучит по чайнику-кулаку: «Бах-бах-бах»; · Маятник»: локоть ведущей руки опирается на стол, пальцы вместе, наклонять руку влево-вправо, не сгибая в запястье: «Тик-так»; · «Насос»: руки в замке движутся вверх, вниз: «Пс» |
- Итог занятия.
- Что вы на занятии учились слушать и различать? (Звуки)
Что вы узнали про звуки? (Звуки мы слышим и говорим!)