Детский сад 82 г.Томск - Конспект занятия на развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет

Конспект занятия на развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет

Категория: Конспекты занятий Создано: 15.03.2023

Учитель – логопед Черняева Светлана Николаевна

Цели: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых и неречевых звуков.

Задачи:

- формирование умения различать речевые и неречевые звуки

- воспитывать у детей слуховое и зрительное внимание и память;

- Развивать память, логическое мышление.

- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей на материале неречевых и речевых звуков

- Знакомить детей с органами артикуляции;

- Развивать артикуляционную моторику и общую моторики;

 Ход занятия:

  1. Вводная часть. Организационный момент. Приветствие

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Дети:

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди, входите к нам в двери.

Милости просим в гости сейчас.

Очень мы рады видеть всех Вас!

  1. Введение в игровую ситуацию.

Логопед: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл герой мультфильма. – Кот  Матроскин и очень хочет с нами поиграть.

Игровое упражнение «Отгадай, кого позвали?».

Логопед шепотом по очереди называет имена детей.

- Кто услышит свое имя ласково - повернитесь ко мне:

  1. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия.

Постановка цели занятия:

Логопед: - Кот Матроскин, оставайся с нами. Мы тебе много интересного расскажем.

  1. Логопед играет на муз. инструментах: дудочке, бубне, стучит в барабан, шуршит бумагой, звукоподражает лаю собачки, мычанию коровы, произносит звуки а, ау, иа.

- Расскажите, какие звуки вы слышали? (дети перечисляют).

- А какие звуки еще окружают нас? (дети вспоминают и рассказывают, что можно услышать : шум дождя, гудок машин, листья на ветру шумят.)

- Чем мы слушаем? (ушами)

- Вы очень внимательно слушали и правильно выполнили задание.

  1. Игры на развитие слухового внимания.

Д/и «Угадай, что звучит»

У логопеда на столе барабан, колокольчик, молоточек, дудочка.

Логопед: - Ребята, закройте глаза, послушайте и отгадайте, что звучит.

(Логопед следит за тем, чтобы дети отчетливо произносили название предмета, его действия: барабан гремит, колокольчик звенит, дудочка играет, молоток стучит.)

Д/и «Отгадай, кто позвал»

Дети идут по кругу и говорят:

- Слушай, слушай, не зевай

И загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

В кругу стоит ребенок с закрытыми глазами. Играющий по просьбе логопеда обращается к водящему. Водящий должен угадать, кто его позвал.

Игра повторяется несколько раз (3-4 р).

Д/и «Кто как кричит»

а) В мешочке лежат мелкие фигурки животных: кошка или котенок, корова, собачка, цыпленок, утка, лошадь, лягушка. Дети попеременно достают из мешочка фигурки.

Логопед: - Кто это? Как мычит корова? Скажи громко, тихо, (так со всеми животными)

б) Вариант игры:

У детей на столах фигурки животных.

Логопед: - Отгадайте, назовите и покажите животного, про которого я говорю: - Гав-гав. Кто это? (собака)

- Что делает собака? (собака лает)

- Мяу-мяу. Кто это? (кошка)

- Что делает кошка? (кошка мяукает)

- Му-му. Кто это? (корова)

- Что делает корова? (корова мычит)

- Ку-ка-ре-ку. Кто это? (петух)

- Что делает петух? (петух кукарекает)

- Хрю-хрю. Кто это? (свинья)

- Что делает свинья? (свинья хрюкает)

- Кря-кря. Кто это? (утка)

- Что делает утка? (утка крякает)

III. Физминутка. «Прогулка в парк»

Логопед: - Ребята, мы с вами находимся в парке. Давайте погуляем.

Здесь очень высокая трава, перешагиваем, (поднимаем высоко колени).

Перепрыгиваем через ручеек ( прыжки на двух ногах).

Посмотрите, какая красота! (повороты туловища).

Вдруг подул ветерок. (Лёгкий выдох с округлением губ).

Ветер затих. Будем собирать красивые цветы  (приседания).

Собрали мы много цветов (развели руки в стороны).

  1. Рефлексия.

Ребята!

- Вы внимательно слушали, хорошо рассказывали.

- Чем вы слушаете? (ушами)

- Чьи уши услышали больше звуков?

- Что ты услышал? (стук молотка, игру на дудочке)

- Что больше всего запомнилось вам на занятии?

- Всё ли у вас получалось?

- Что мешало?

- Что помогало?

- Матроскину очень у нас понравилось.

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы

 компенсирующей направленности.

Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Формирование фонематического восприятия заключается в последовательности усвоения фонематических представлений, позволяющих выходить за пределы непосредственного опыта ребенка, подготавливая его к усвоению ритмико-интонационной стороны речи. Параллельно формируется скоординированная работа речеслухового, речедвигательного, зрительного анализаторов, обеспечивающих основу коммуникативной функции речи.

Таким образом, формируя фонематическое восприятие, можно уменьшить дефицит языковой способности, развить мышление и коммуникативную компетенцию ребенка.

Программные задачи:

познакомить с правилами поведения на занятии;

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале  неречевых и речевых звуков.

Оборудование:

небольшая ширма;

звучащие игрушки и предметы (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка и пр.);

Ход занятия:

  1. Организационный этап

- Садится тот из детей, кто хлопками воспроизведет заданный логопедом ритм звучания «волшебного бубна».

  1. Сообщение темы занятия

- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

(Детям объясняются правила поведения на занятии: не мешать соседям, поднимать руку и пр.).

  1. Развитие слухового внимания. Игра «Молчанка»

- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка».

- Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков.

Посмотрите, сколько разных предметов перед вами. Эти предметы могут звучать по-разному.

Послушайте эти звуки.

А) работа ножниц, шуршание бумагой, постукивание молотком, постукивание ложечкой о стакан.

А сейчас отгадайте предмет по звучанию.

Действия выполняются логопедом за ширмой, а дети называют, что звучало.

Б) - Игра «Что звучит?»

Детям предлагается при зрительном контроле послушать звучание четырех предметов (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка). Затем предметы убираются за ширму, и дети отгадывают - что звучит.

Уточняется, что дети слушали разные ЗВУКИ.

  1. Физминутка

Игра «У кого колокольчик?»

Дети образуют круг. Водящий становится в центр круга и закрывает глаза. Дети передают колокольчик друг другу. По беззвучному сигналу логопеда ребенок, получивший колокольчик, звонит и прячет колокольчик за спину. Водящий определяет направление звучания и угадывает того, кто звонил.

  1. Знакомство с термином «Речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные не живые предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали:                        Листья на ветру шумели:

  • Р-р-р'                        —Тсс!        
    В стойле коровы мычали:                       Змеи в лесу шипели:        
  • Мммуу!                        — Шшш!        
    В комнате мухи жужжали:                       А комары все пели:
  • Жжж!                       — Ззз!

Мимо машины бежали:                       Непоседа мячик днем и ночью

  • Тррр!                        Успокоиться не хочет:
    Гудели от ветра все провода:                        — Пам! Пам!
  • Зззнь!                        Куклы кашляют в постели —
    Капала в кухне из крана вода:                        Днем мороженое ели!
  • Динь!                       — Кхх! Кхх!        
    Перекликались в ночи поезда:
  • Ууу! Ууу!                                                 Э. Нийт. (Перевод с эстонского Е. Ракеева)

- Как перекликались поезда? (Ууу!) Как коровы мычали? Как куклы кашляют от мороженого?

Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

Звуки издают разные животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и образуют слова. А помогают говорить нам наши ротик, губки, язычок и голосок. Запомните главное правило: Звуки мы слышим и говорим! (выставляется табличка, см приложение)

  1. Проговаривание слогов в сопровождении четких ритмичных движений:

Подбор звуков и слов для передачи звучания неживой природы.

Игра «Театр».

Один слог — одно четкое движение. Показать и озвучить:

·         «Идет дождь»: пальцы стучат по столу: «Кап-кап».

·         «Паровоз»: кулаки плотно сжаты, резко разжимаются и сжимаются: «Пых-пых»;

·         «Чайник кипит»: крышка-ладонь стучит по чайнику-кулаку: «Бах-бах-бах»;

·         Маятник»: локоть ведущей руки опирается на стол, пальцы вместе, наклонять руку влево-вправо, не сгибая в запястье: «Тик-так»;

·         «Насос»: руки в замке движутся вверх, вниз: «Пс»

  1. Итог занятия.

- Что вы на занятии учились слушать и различать? (Звуки)

Что вы узнали про звуки? (Звуки мы слышим и говорим!)

Яндекс.Метрика