Конспект ОД для детей подготовительной к школе группы «Широкая Масленица»
Воспитатель Попова Наталья Юрьевна
Цель: познакомить детей с историей, традициями, русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями;
- познакомить с русским народным фольклором, используя заклички, хороводы;
- продолжать обогащать словарный запас и усваивать лексико-грамматические категории.
- обращать внимание на правильное звукопроизношение.
Развивающие:
- развивать познавательную сферу детей, зрительное и слуховое восприятие;
- развивать все виды памяти, выдержку, зрительное, слуховое внимание;
- развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства);
- корригировать и развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю. Воспитывать коммуникативные навыки.
Материалы: блины (круги, вырезанные из бумаги желтого цвета); картинки с изображением процесса приготовления блинов; 2 куколки « Масленица»; демонстрационные картинки с изображением куклы-масленицы, разрезанные на 6-8 частей; репродукции картин русских художников и картинки по теме занятия.
Предварительная работа: заучивание закличек, стихов, небылиц. Рассматривание и беседы по картинам русских художников Б.Кустодиев «Масленица»; В.И. Семенов «Скоморохи с медведем»; В.И. Суриков «Взятие снежного городка»; Кириллов Иван «Масленица. Кулачки»
Ход НОД:
Воспитатель:
Как хозяева наши постарались,
В доме к празднику все прибрались.
Все готовы? (Да.)
Ну, тогда
Ворота отворяйте, да гостей привечайте!
Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»
Дети:
На поляне дом стоит, |
Пальцы обеих рук делают "крышу" |
Ну, а к дому путь закрыт. |
Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, - большие - вверх - "ворота" |
Мы ворота открываем, |
Ладони разворачиваются |
Всех вас в гости приглашаем. |
Кланяются гостям |
Воспитатель: Какое, сейчас, время года (зима).
- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале на этой неделе? (Масленица).
- Что это за праздник?
Дети: - «Масленица» — это долгожданное прощание с зимой и весёлая встреча весны. Еще его называют «Проводы зимы».
Воспитатель: - Масленица – самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник.
Воспитатель.
- Про Масленицу говорили « широкая масленица», как вы думаете почему? (Этот праздник праздновали целую неделю.)
- А сколько дней в неделе? Как они называются? (Ответы детей.)
- Первый день праздника – понедельник - начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника. Вы мне его сейчас назовете, отгадав загадку.
На шесте стою, с высока гляжу.
Тело, руки, голова всё из соломы у меня
Обрядили, принесли,
А затем меня сожгли. (Чучело куклы-масленицы.)
Конечно, делали большую куклу – чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест. (Демонстрация куколки – масленицы в миниатюре и показ изображения большой куклы-масленицы).
Была еще традиция в каждом доме делать маленькую тряпичную куколку с косой, одевать её в девичий наряд и усаживать на почетное место. Это была - домашняя Масленица. (Демонстрация куколки.) Если кто–то обижал женщину, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.
В каждом селе чучело куклы была своё. А какие они были разные, вы полюбуетесь, собрав из частей их изображение.
«Собери мозаику – куклу «Масленица».
Цель – Развитие пространственного мышления.
Каждая картинка изображающая куклу - Масленицу разрезана на 6-8 частей. Детям необходимо собрать целое изображение куклы из отдельных деталей.
Сделав чучело - куклу, её с пением и шутками возили на санях по деревне. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки дети и ряженые. Затем чучело-Масленицу ставили на снежной горе. А ребятишки, скатившись с горы, бегали по деревни и выкрикивали: «Приехала масленица! Приехала масленица».
Собравшись группками, они обходили дворы, поздравляли хозяев с наступлением Масленицы и выпрашивали самое главное угощение на масленицу - блины:
«Тин-тинка, подай блинка,
оладышка-прибавышка,
масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
масляным кусочком поделися!». (Проговаривают хором.)
- А почему именно блины – главное угощение на Масленицу? (ответы детей)
- Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол.
А солнышко люди всячески призывали к себе на помощь в эти дни. В образе блина почитали будущий хлеб и блином как бы говорили солнцу: « Вот каким круглым, румяным, и горячим ты должно быть теперь! Ведь скоро сев!»
- А как вы думаете, почему праздник называется «Масленица»? (Всю неделю каждый день пеклись блины, которые обильно поливали маслом.) Родственники, друзья, соседи - все ходили друг к другу в гости, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
Читают дети:
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.
- А вы любите блины?
- А из чего и как их пекут знаете?
«Печем блины»: Д/упражнение «Расположи картинки в правильной последовательности».
Все ребята знать должны
Из чего пекут блины!
Ты не знаешь что ли?
Молоко, мука, яйцо и щепотка… соли.
Детям необходимо отобразить в картинках процесс приготовления блинов.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Цель: в игровой форме упражнять детей в словообразовании.
- Обыкновенный блин можно назвать разными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто … /блин/
Много испекли их мы – тогда назовём … /блины/
Испекли для дочек – назовём … /блиночек/
Будет кушать их сынок - назовём тогда … /блинок/
Огромный, как домище назовём - … /блинище/
Со второго дня – вторника - начинались разного рода развлечения и первые масленичные игры. Он так и назывался – «заигрыши».
Вот и нам пришла пора поиграть.
Игра «Блинок»
Цель: вызывать у детей интерес к хороводным играм русского народа.
Все стоят в кругу и говорят слова:
Месим, месим, месим тесто (сужаем круг)
Разливайся блинок, разливайся большой (расширяем)
Оставайся такой, да не подгорай.
Пшшшш…. (присели на корточки)
Ой, подгорел. (Играем два раза)
Танец-игра «ты, катись горячий блинчик»
Цель: воспитывать любовь к народным играм.
Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:
Ты катись, горячий блинчик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого горячий блинчик, тот
Сейчас станцует нам.
У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует.
Игра «Прятки с блинами»
Цель: Формировать умения ориентироваться в пространстве, развивать внимание.
По всей комнате в разных местах в отсутствие детей спрятаны «блины» (круги, вырезанные из картона желтого цвета). Задача детей найти их.
Каждый день на масленичной недели проходили народные гулянья, игрища, потехи и забавы. Какие же развлечения придумал народ:
Дети катались со снежных гор на лыжах и санках. (Демонстрация картинки.) Даже устраивали соревнования, чьи сани дальше улетят с горы.
Катались на каруселях и качелях.
Чтобы всё в будущем году было благополучно, бегали по деревне и пели песенки - заклички.
Дети хором:
Выходи, народ,
Становись у ворот
Весну закликать,
Зимушку провожать.
Весна, весна - красна,
Приди, весна, с радостью!
Рассматривание репродукций и рассказы детей по картине.
Б. Кустодиев «Масленица»
Взрослые по деревне катались на украшенных нарядных тройках с бубенцами, перезвоном колокольчиков. В больших деревянных балаганах (уличных театрах) давали представления и концерты бродячие артисты во главе с Петрушкой…
В.И. Семенов «Скоморохи с медведем»
Народные гулянья не обходились без скоморохов, веселили людей. Они пели, играли на музыкальных инструментах, плясали, страивали медвежьи потехи. Шуты и скоморохи смешили людей до слез, рассказывая всякие небылицы.
Послушайте одну из них:
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
Два жадных медвежонка
Сидели на суку.
Один держал кастрюлю,
Другой - месил муку.
-Раз куку, два куку-
Оба шлепнулись в муку
Оказались не в муке,
А у бабки в твороге.
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Устраивались также состязания:
В.И. Суриков «Взятие снежного городка»
Строили снежные городки и ледяные крепости и брали их с боем. Играющие делились на две команды и одни пытались разрушить крепость, а другие оборонялись
Кириллов Иван. «Масленица. Кулачки»
Молодые мужчины устраивали кулачные бои. (демонстрация картинки)
Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один».
Демонстрация изображения на картинке.
Не менее интересным было испытание ледяным столбом. Посреди деревни ставили высокий облитый водой столб. На него подвешивали ценные подарки, и все желающие могли попробовать влезть на столб и достать подарок.
Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась»
В воскресенье, в последний день праздника, «сударыню Масленицу» взгромождали на сани и везли по улицам. Её устанавливали в центре площади (а в деревне за околицей) и прощались с ней шутками; песнями, плясками, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. Водили вокруг куклы - Масленицы хороводы. После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
Дети хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Чтобы все невзгоды,
Холод, непогоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть в огне сгорают
К солнцу улетают!
Воспитатель:
Люди верили, что с сожженным чучелом из их жизни уходили все беды и невзгоды прошлого. Верили, что отправляют в костер все свои неприятности, а впереди их ждут лучшие дни.
И последний день праздника назывался «прощеное воскресенье». Все люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды: «Прости меня, если я тебя обидел». И обнимаясь, слышали в ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю». Вот какие чудесные наши русские традиции.
Мы с вами, ребята, тоже всю неделю будем водить хороводы, играть в снежки, кататься на санках, брать снежные крепости на прогулке, сжигать чучело и угощаться блинами.