Конспект занятия в старшей логопедической группе "День народного единства"
Учитель-логопед Черняева Светлана Николаевна
Цель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Развивать у детей интерес к истории России, к истории родного края.
Задачи: - расширять представления детей о национальных праздниках; - знакомить с историческими моментами в жизни России, родного края; - воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям; - повторить современную символику России и края; - закреплять умение лепить из целого куска пластилина, правильно передавая форму частей тела человека, соблюдая пропорции.
Словарь: народ, единение, родина, подвиги, празднование, государственные праздники, Русь, русские, татары, башкиры, марийцы, мордовцы, буряты,
Материалы и оборудование: картинки с изображением - Руси - польского войска в прошлом - Минина и Пожарского - герб России - флаг России - герб Томска - флаг Томска
Ход занятия Организационный момент.
Логопед:
4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.
- Дети, а вы хотите узнать, с чего началось празднование «Дня Народного Единства?»
Дети:- Да Логопед: Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами. Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!
Чтение стихотворения:
Посрамив врагов коварство,
В страшный для России год
Вместе Минин и Пожарский
В битву повели народ.
И отряды добровольцев,
Гневом праведным полны,
Злых поляков и литовцев
Прочь прогнали из страны.
Той победой мы гордимся
В День народного единства! (Емельянова О.)
- Подбор признаков к нашей Родине, России. Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы растём, И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём. Ответы детей: (Славная, родная, прекрасная, огромная, могучая, сильная, богатая, любимая, чудесная. ) Логопед: Ребята какие символы России вы знаете?. (Ответы детей) Герб Герб страны - орёл двухглавый Гордо крылья распустил, Держит скипетр и державу, Он Россию сохранил Подтверждает герб старинный Независимость страны Для народов всей России Наши символы важны. Флаг Белый цвет – берёзка. Синий – неба цвет. Красная полоска – солнечный рассвет.
Логопед: Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Сегодня праздник нашего государства, давайте же и мы послушаем торжественный гимн нашей России!
- Игра «Телефон»- припоминание родственных слов. Отец – Отечество, Отчизна Род – родной, родимый, родители, родительский, родственники, Родина. 3. Называние действий, которые необходимы нашей Родине? Любить её, беречь, защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять леса, реки, не допускать пожаров. Логопед: А сейчас я предлагаю вам немного размяться.
Физминутка «Ровным кругом»
Дети встают в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он встает в середину круга. Дети идут по указанию учителя вправо или влево и говорят: Ровным кругом друг за другом, мы идем за шагом шаг, стой на месте, дружно вместе сделаем вот так. 4. Называние заученных пословиц и поговорок с объяснением. Нахождение соответствующих мнемотаблиц. Худой мир лучше доброй брани. Дружно за мир стоять - войне не бывать. Умелый боец везде молодец. Без смелости не возьмешь крепость.
Логопед: Ребята, как вы поняли, что означает «народное единство»?
Дети: Это когда люди всех народов дружат, не воюют между собой.
Логнопед: Правильно, даже есть такая поговорка: Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться!
Пальчиковая гимнастика: "ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА"
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются) Мы с тобой подружим.Маленькие пальчики. (подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять… (поочередно соединяем одноименные пальцы : большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Начинай считать опять. (одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять… (поочередное касание)
Мы закончили считать. (встряхиваем опущенные вниз кисти рук)
Логопед: Наши ребята возьмутся за руки и встанут в круг. Как в поговорке - Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться. И война не страшна будет. Наши дружные ребята будут защищать этот мир. И все народы будут едины. Релаксация. Объяснение детьми слов «День народного единства».