Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»
Даньшина Анастасия Валерьевна, воспитатель
Цель: обобщение знаний детей по теме “Осень”.
Задачи:
образовательные:
- уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
- активизировать словарь детей по теме занятия;
- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
- сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
развивающие:
- развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
- развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегаюшие:
- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.
Оборудование:
- конверт с письмом и заданиями от Осени;
- 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
- листочки из картона для дорожки;
- индивидуальные фланелеграфы для каждого ребёнка;
- наборы элементов для создания картины осенней природы;
- аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
- видеофильм «Осень».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.
Хотите узнать, от кого оно?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?
Дети: Осень!
Воспитатель: Да, ребята, это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:
На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
И зазолотились листья у берёзы.
Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.
Воспитатель: Принимаем приглашение осени?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу.
Воспитатель: Вот мы пришли в осенний лес.
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?
Дети: Чтобы подышать свежим воздухом.
Воспитатель: А зачем осенью, да ещё и поздней?
Дети: Собрать грибы.
Воспитатель: А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
Воспитатель: Открываем глаза.
Ребята, кто что услышал?
Дети: Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.
Воспитатель: Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.
Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?
Дети: Опавшей листвой, грибами
Воспитатель: Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковёр.
А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
Дети: Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель: Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
Первая картинка солнечная, весёлая.
Дети: Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.
Воспитатель: А на второй картинке?
Эта картина уже не такая весёлая.
Дети: Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.
Воспитатель: А на третьей картинке?
Дети: Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.
Воспитатель: Какое время года изображено на первой картине?
Дети: Осень.
Воспитатель: А на этой?
Дети: Осень.
Воспитатель: А какое время года на третьей картине?
Дети: Осень.
Воспитатель: Почему про осень нарисованы три разных картинки?
Дети: Осень бывает разной.
Воспитатель: Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы».
А вы любите играть?
Дети: Да
Воспитатель: Вначале проведём разминку.
Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись.
Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай.
Ветер по лесу летал, ветер листики считал: лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной.
Дети повторяют за воспитателем:
кружатся, идут, приседают, бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, затем загибают пальцы в кулак.
Воспитатель: А теперь перейдём к заданиям на карточках. Первое задание называется «Отгадай загадку».
Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!
Воспитатель: Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?
Дети: Лесник
Воспитатель: Как назвать доброго сказочно героя, живущего в лесу?
Дети: Лесовик
Воспитатель: А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились?
Дети: Леший
Воспитатель: Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.
Дети: Лист.
Воспитатель: Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.
Одним проходу не дает, других он подгоняет.
Дети: Ветер.
Воспитатель: Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.
Дети: Дождь
Воспитатель: Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Молодцы, справились с 2 заданиями.
При ответе «да» на вопрос воспитателя, дети хлопают в ладоши.
Воспитатель: Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием.
Дети просматривают видеофильм «Осень»
Воспитатель: Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены фланелеграфы и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.
Дети составляют картины осени.
Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.
Дети повторяют слова, кружатся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от её имени награжу.
Воспитатель: Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?
Дети: Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.
Воспитатель: А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!