Детский сад 82 г.Томск - Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»

Категория: Конспекты занятий Создано: 16.09.2022

Даньшина Анастасия Валерьевна, воспитатель

Цель: обобщение знаний детей по теме “Осень”.

Задачи:

образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

  • создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.

Оборудование:

  • конверт с письмом и заданиями от Осени;
  • 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
  • листочки из картона для дорожки;
  • индивидуальные фланелеграфы для каждого ребёнка;
  • наборы элементов для создания картины осенней природы;
  • аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
  • видеофильм «Осень».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.

Хотите узнать, от кого оно?

Дети: Да

Воспитатель:   Тогда отгадайте загадку:      

Несу я урожаи,

Птиц к югу отправляю,

Деревья укрываю,

Но не касаюсь елочек и сосен,

Кто я такая?          

Дети: Осень!

Воспитатель: Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.                      

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.

Воспитатель: Принимаем приглашение осени?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу.

Воспитатель: Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?

Дети: Чтобы подышать свежим воздухом.

Воспитатель: А зачем осенью, да ещё и поздней?

Дети: Собрать грибы.

Воспитатель: А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

Воспитатель: Открываем глаза.

Ребята, кто что услышал?

Дети: Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

Воспитатель: Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

Дети: Опавшей листвой, грибами

Воспитатель: Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Дети: Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Воспитатель: Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

Дети: Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.

Воспитатель: А на второй картинке?

Эта картина уже не такая весёлая.

Дети: Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.

Воспитатель: А на третьей картинке?

Дети: Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

Воспитатель: Какое время года изображено на первой картине?

Дети: Осень.

Воспитатель: А на этой?

Дети: Осень.

Воспитатель: А какое время года на третьей картине?

Дети: Осень.

Воспитатель: Почему про осень нарисованы три разных картинки?

Дети: Осень бывает разной.

Воспитатель: Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы».

А вы любите играть?

Дети: Да

Воспитатель: Вначале проведём разминку.

Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись.

Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай.

Ветер по лесу летал, ветер листики считал: лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной.

Дети повторяют за воспитателем:

кружатся, идут, приседают, бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, затем загибают пальцы в кулак.

Воспитатель: А теперь перейдём к заданиям на карточках. Первое задание называется «Отгадай загадку».

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

Воспитатель: Кто же ухаживает за лесом?   И как его называют?

Дети: Лесник

Воспитатель: Как назвать доброго сказочно героя, живущего в лесу?

Дети: Лесовик

Воспитатель: А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились?  

Дети: Леший

Воспитатель: Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.    

Дети: Лист.

Воспитатель: Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.                                                          

                       Одним проходу не дает,   других он подгоняет.

Дети: Ветер.                                                        

Воспитатель: Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,                                                    

                       В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.            

Дети: Дождь  

Воспитатель: Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Молодцы, справились с 2 заданиями.      

При ответе «да» на вопрос воспитателя, дети хлопают в ладоши.

Воспитатель: Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием.  

Дети просматривают видеофильм «Осень»

Воспитатель: Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены фланелеграфы и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.    

Дети составляют картины осени.

Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.      

Дети повторяют слова, кружатся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от её имени награжу.

Воспитатель: Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?

Дети: Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.

Воспитатель: А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

Яндекс.Метрика