Детский сад 82 г.Томск - Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну красивой речи»

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну красивой речи»

Категория: Конспекты занятий Создано: 13.09.2022

                         Воспитатель Пешкова Лариса Сергеевна

 

Цель: Обогащение словарного запаса, развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти.

Задачи:

Образовательные

- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

- Упражнять в подборе антонимов и синонимов.

- Формировать представление о фантазии, развивать образное представление, эмоциональную сферу детей

- Расширять представления об окружающем.

Развивающие

- Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

- Закрепить и обобщить знание детей об антонимах, синонимах.

- Развивать умение поддерживать беседу.

Воспитательные

- Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;

- Создавать положительный эмоциональный фон.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, слушание песен и стихов.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: Иллюстрации: полёт воздушного шара, ковёр волшебный. Картинки к отрывку стихотворения И. А. Бунина «Листопад», «От улыбки» песня - аудиозапись, плакат города Красивой Речи, бумажные замочки, картинки к заданиям.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть в детском саду. Давайте поприветствуем,  друг друга, вставайте в круг и повторяйте за мной:

Мы с тобой подружимся,

А потом покружимся,

Снова за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Молодцы! Вы очень дружные ребята! Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие. Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: ответы детей.

Воспитатель А куда бы вам хотелось отправиться? 

 Дети: ответы детей

ВоспитательЯ вам предлагаю отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот - добрыми, грустные — радостными, голодные - сытыми, драчливые - дружными, неряшливые -аккуратными, невоспитанные - воспитанными (дети помогают, говорят антонимы).

Воспитатель: Вы хотите измениться?

Дети: ответы  детей.

Воспитатель: Ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно  и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность и красоту нашей речи.  Ребята, поможем городу и его жителям?

Дети: ответы детей.                                                   

Воспитатель: Тогда в путь. Так как город  необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А что такое фантазия?

Дети: ответы детей (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что - то выдумываем то, чего нет на самом деле).

Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

 Воспитатель: Мы с вами отправляемся в город Красивой речи. А на чём мы с вами туда отправимся?  А узнаете вы,  отгадав загадку. Слушайте

Внимательно:

С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.

 Ответ: Воздушный шар.

Воспитатель: А полетим мы с вами  правильно на воздушном шаре (показ иллюстрации).  Вот он какой, посмотрите.

Воспитатель: Закройте,  пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха. Открываем глазки и повторяем за мной:

-У - У - У – я лечу

- О - О - О – далеко

- Ши - Ши - Ши – выше крыш

- Шы - Шы - Шы – выше домов

- Шо - Шо - Шо — хорошо

Воспитатель: Вот мы и прибыли (дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок). Посмотрите, ребята, что это?

Дети: Ворота.

Воспитатель: А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». 

Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

Воспитатель: Складываем пальчики в замочек

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали  тук, тук, тук (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы);

Покрутили круть, круть, круть (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули  тинь, тинь, тинь (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

Воспитатель: Замок, мы открыли, молодцы! Ой, ребята, а здесь столб! Что же написано на нём? Сейчас прочитаем.

«Город Красивой речи заколдован. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на все вопросы, которые спрятаны в 5  замочках».

Воспитатель: Ребята, поможем расколдовать город? 

Дети: Да!

Присаживайтесь, пожалуйста, за столы.

1.Замочек: 

картинки к отрывку стихотворения И. А. Бунина «Листопад»                   (чтение отрывка из стихотворения)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Воспитатель: Ребята, куда мы попали? О чем говорится в этом стихотворении?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  Лес какой? Какие слова говорят об этом?

Дети: ответы детей.

Педагог: Что такое терем?

Дети: ответы детей.                                                                         

 Воспитатель: Ребята, в нём поэт сравнивает лес с расписным теремом, которые, играя разными цветами, «веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной». У каждого дерева есть свой оттенок….

Молодцы! А про какое время года говорится в стихотворении?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, первый замочек мы открыли и справились с заданием.

 2.Замочек и задание

 Воспитатель: Нам с вами нужно  пройти через  лес и дополнить предложения. Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев. Какие, назовите их?

Дети: ель, сосна, осина, клен, береза, дуб.

Воспитатель: Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их? (полный ответ).

Дети: В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса. 

Воспитатель: Птицы живут? Какие? 

Дети: Дятел, сорока, сова, кукушка.

Воспитатель: Что еще растет в лесу? 

Дети: Ягоды, грибы, кустарники.

 Воспитатель: Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу.

 (Дети поднимают руки вверх, и тянуться на носочках).

Воспитатель: Вдруг подул ветер, и закачались наши деревья.

 (Наклоны вправо, влево).

Воспитатель: Молодцы! Мы открыли  2 замочек!

 3.Замочек и задание:

Воспитатель: В городе Красивой речи нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и ясно проговаривать все звуки скороговорку   с буквой  Ж:

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно   

 Воспитатель: А сейчас мы отдохнем - физминутку проведём.
Смотрите на меня и повторяйте движения за мной,
Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (губы в трубочку — дуем).
Листья зашуршали (трут ладошки).
Ёжик уснул (складывают руки под голову).
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу).
Птицы полетели (машут ладошками).

Воспитатель: Запомнили? А теперь я говорю и показываю вам картинку, а вы показываете движения,  проговаривая слова.
Ветер подул, ежик уснул и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Мы открыли  3 замочек!

 Воспитатель:  Ребята, садитесь на  мой волшебный ковёр и отправляемся дальше выполнять задания.

4.Замочек:

«Назови признаки». 

 Воспитатель: В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

Матрешка из дерева…деревянная,

Сумка из кожи…кожаная,

Если ручка сделана из пластмассы, то…пластмассовая,

Мальчик с широкими плечамиширокоплечий,

Дом из кирпича…кирпичный,

Блюдце из фарфора…фарфоровое,   

Мяч из резины…резиновый.        

 Воспитатель: Молодцы! Мы открыли 4 замочек!

 5.Замочек: 

Воспитатель: Вот вы и в городе Красивой речи, чтобы город окончательно расколдовать, поделитесь своей улыбкой.

Наклеиваем улыбки на картинку с городом.

 Играет музыка «От улыбки станет всем светлей».

Воспитатель: Город Красивой речи расколдован. Молодцы ребята!

 Жители города говорят вам «Спасибо». А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Вот и прибыли мы в детский сад.

Рефлексия.

 Воспитатель: Скажите, какими вы стали после этого путешествия? Стали добрее? Сильнее? Увереннее?

Дети: Добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными.

Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране? Какое задание больше всего понравилось? Что было особенно трудно?

 Дети: ответы.

Педагог: Путешествие наше с вами  закончилось. Молодцы!

Яндекс.Метрика