Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну красивой речи»
Воспитатель Пешкова Лариса Сергеевна
Цель: Обогащение словарного запаса, развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти.
Задачи:
Образовательные
- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
- Упражнять в подборе антонимов и синонимов.
- Формировать представление о фантазии, развивать образное представление, эмоциональную сферу детей
- Расширять представления об окружающем.
Развивающие
- Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
- Закрепить и обобщить знание детей об антонимах, синонимах.
- Развивать умение поддерживать беседу.
Воспитательные
- Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
- Создавать положительный эмоциональный фон.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, слушание песен и стихов.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: Иллюстрации: полёт воздушного шара, ковёр волшебный. Картинки к отрывку стихотворения И. А. Бунина «Листопад», «От улыбки» песня - аудиозапись, плакат города Красивой Речи, бумажные замочки, картинки к заданиям.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть в детском саду. Давайте поприветствуем, друг друга, вставайте в круг и повторяйте за мной:
Мы с тобой подружимся,
А потом покружимся,
Снова за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Молодцы! Вы очень дружные ребята! Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие. Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А куда бы вам хотелось отправиться?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот - добрыми, грустные — радостными, голодные - сытыми, драчливые - дружными, неряшливые -аккуратными, невоспитанные - воспитанными (дети помогают, говорят антонимы).
Воспитатель: Вы хотите измениться?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность и красоту нашей речи. Ребята, поможем городу и его жителям?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А что такое фантазия?
Дети: ответы детей (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что - то выдумываем то, чего нет на самом деле).
Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: Мы с вами отправляемся в город Красивой речи. А на чём мы с вами туда отправимся? А узнаете вы, отгадав загадку. Слушайте
Внимательно:
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
Ответ: Воздушный шар.
Воспитатель: А полетим мы с вами правильно на воздушном шаре (показ иллюстрации). Вот он какой, посмотрите.
Воспитатель: Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха. Открываем глазки и повторяем за мной:
-У - У - У – я лечу
- О - О - О – далеко
- Ши - Ши - Ши – выше крыш
- Шы - Шы - Шы – выше домов
- Шо - Шо - Шо — хорошо
Воспитатель: Вот мы и прибыли (дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок). Посмотрите, ребята, что это?
Дети: Ворота.
Воспитатель: А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок».
Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
Воспитатель: Складываем пальчики в замочек
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали тук, тук, тук (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы);
Покрутили круть, круть, круть (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули тинь, тинь, тинь (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
Воспитатель: Замок, мы открыли, молодцы! Ой, ребята, а здесь столб! Что же написано на нём? Сейчас прочитаем.
«Город Красивой речи заколдован. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на все вопросы, которые спрятаны в 5 замочках».
Воспитатель: Ребята, поможем расколдовать город?
Дети: Да!
Присаживайтесь, пожалуйста, за столы.
1.Замочек:
картинки к отрывку стихотворения И. А. Бунина «Листопад» (чтение отрывка из стихотворения)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Воспитатель: Ребята, куда мы попали? О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Лес какой? Какие слова говорят об этом?
Дети: ответы детей.
Педагог: Что такое терем?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята, в нём поэт сравнивает лес с расписным теремом, которые, играя разными цветами, «веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной». У каждого дерева есть свой оттенок….
Молодцы! А про какое время года говорится в стихотворении?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, первый замочек мы открыли и справились с заданием.
2.Замочек и задание
Воспитатель: Нам с вами нужно пройти через лес и дополнить предложения. Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев. Какие, назовите их?
Дети: ель, сосна, осина, клен, береза, дуб.
Воспитатель: Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их? (полный ответ).
Дети: В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса.
Воспитатель: Птицы живут? Какие?
Дети: Дятел, сорока, сова, кукушка.
Воспитатель: Что еще растет в лесу?
Дети: Ягоды, грибы, кустарники.
Воспитатель: Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу.
(Дети поднимают руки вверх, и тянуться на носочках).
Воспитатель: Вдруг подул ветер, и закачались наши деревья.
(Наклоны вправо, влево).
Воспитатель: Молодцы! Мы открыли 2 замочек!
3.Замочек и задание:
Воспитатель: В городе Красивой речи нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и ясно проговаривать все звуки скороговорку с буквой Ж:
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем - физминутку проведём.
Смотрите на меня и повторяйте движения за мной,
Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (губы в трубочку — дуем).
Листья зашуршали (трут ладошки).
Ёжик уснул (складывают руки под голову).
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу).
Птицы полетели (машут ладошками).
Воспитатель: Запомнили? А теперь я говорю и показываю вам картинку, а вы показываете движения, проговаривая слова.
Ветер подул, ежик уснул и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Мы открыли 3 замочек!
Воспитатель: Ребята, садитесь на мой волшебный ковёр и отправляемся дальше выполнять задания.
4.Замочек:
«Назови признаки».
Воспитатель: В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
Матрешка из дерева…деревянная,
Сумка из кожи…кожаная,
Если ручка сделана из пластмассы, то…пластмассовая,
Мальчик с широкими плечами …широкоплечий,
Дом из кирпича…кирпичный,
Блюдце из фарфора…фарфоровое,
Мяч из резины…резиновый.
Воспитатель: Молодцы! Мы открыли 4 замочек!
5.Замочек:
Воспитатель: Вот вы и в городе Красивой речи, чтобы город окончательно расколдовать, поделитесь своей улыбкой.
Наклеиваем улыбки на картинку с городом.
Играет музыка «От улыбки станет всем светлей».
Воспитатель: Город Красивой речи расколдован. Молодцы ребята!
Жители города говорят вам «Спасибо». А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Вот и прибыли мы в детский сад.
Рефлексия.
Воспитатель: Скажите, какими вы стали после этого путешествия? Стали добрее? Сильнее? Увереннее?
Дети: Добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными.
Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране? Какое задание больше всего понравилось? Что было особенно трудно?
Дети: ответы.
Педагог: Путешествие наше с вами закончилось. Молодцы!