Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Путешествие в математическое королевство»
- Программное содержание:
Обучающие задачи:
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
Продолжать формировать классифицирующую деятельность (классификация фигур по цвету, форме, величине)
Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года
Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
Успокаивающие упражнения перед занятием.
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал: «письмо», замок с геометрическими фигурами, иллюстрация двери, настольная игра.
Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, геометрическая фигура - круг, карандаши, карточки с числовыми домиками.
Материал: плакат «Математическое королевство», замок , геометрические фигуры ;рисунок «Дерево», счетные палочки, клей для аппликации, сундучок с конфетами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Отлично!
Воспитатель: А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5!
Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 -
Дружно мы в кругу стоим!
Молодцы! (Звучит релаксационная музыка). Садитесь на ковер.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям подготовительной группы «Лучик». Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания.
Королева Математики».
Воспитатель: Ребята, мы поможем жителям математического королевства?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
Волшебство сейчас начнется,
Стоит Палочкой взмахнуть,
Детям ярко улыбнется,
Позовет в далекий путь!
Воспитатель: Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Посмотрите, здесь какое-то послание. Давайте откроем его и посмотрим…
« Чтобы его открыть, замок вам нужно расшифровать это послание…»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь есть листочки в клеточку и какой-то шифр. Что же это такое?
Дети: Это задание от колдуна.
Воспитатель: -Давайте, возьмём ручки и листочки и попробуем разгадать послание. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем:
4 клетки – вправо
2 клетки – вверх
4 клетки – вправо
5 клеток – вниз
4 клетки – влево
2 клетки – вверх
4 клетки – влево
1 клетка – вниз
1 клетка – влево
1 клетка – вниз
1 клетка – влево
3 клетки – вверх
Воспитатель: Что получилось?
Дети: ключик.
Воспитатель: Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
А нас ждет первое задание. Давайте сядем за столы.
Итак, 1-ое задание:
Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их, по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 10).
Никита, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.
Алина, попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от10 до 1.
Ника, посчитай 2 до 10.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
Дети: 4
Воспитатель: какое число вы поставили между числами 7 и 9
Дети: 8
Воспитатель: какое число вы поставили между числами 1 и 3
Дети: 2
Воспитатель: какое число вы поставили между числами 4 и 6;
Дети: 5
Воспитатель: Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
Дети: 5,7,1,3,3,5,8,10
Воспитатель: Назови число, которое больше числа 3 на 1.
Дети: 4
Воспитатель: Назови число, которое больше числа 5 на 1.
Дети: 6
Воспитатель: Назови число, которое больше числа 7 на 1.
Дети: 8
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
2-ое задание:
Воспитатель: И я читаю следующее задание:
Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются?
Дети: нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно.
Воспитатель: у вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.
Дети:
4 > 5
9 = 9
5 < 6
3 > 2
6 < 7
1 > 2
Воспитатель: Отлично математические знаки вспомнили своё предназначение, - сравнивать и показывать какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.
3-е задание:
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждет физминутка!!!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
4-ое задание:
Воспитатель: Ребята, однажды королева растений - Флора подарила королеве Математики необычное дерево, на котором росли геометрические фигуры. Это дерево стало самым любимым у королевы во всем королевстве. Дерево разрослось, и получился целый лес. Королева любила там гулять, но злой волшебник заколдовал все деревья. Лес засох. Все геометрические фигуры пропали с веток. Королева математики расстроилась. Поможем королеве расколдовать его?
Дети: Да. Поможем!
Воспитатель: В этом конверте геометрические фигуры. Каждая фигура - носитель трёх важных свойств: формы, цвета и величины. Вам необходимо расселить фигуры по веточкам. ( Детям предлагается план - схема дерева с изображением веток и геометрические фигуры. Дети работают в парах.)
Воспитатель: Валя, Расскажи про своё дерево….
Дети: Оно состоит из трех веток: на первой ветке располагаются фигуры - квадрат, круг, треугольник, прямоугольник - красного цвета; слева - большие фигуры, справа - маленькие. На второй ветке - такие же фигуры, только синего цвета. А на третьей - все зелёные.
Воспитатель: Саша, Расскажи про своё дерево….
Дети: Оно состоит из двух веток: на первой ветке располагаются фигуры - квадрат, круг, треугольник, прямоугольник - зеленого цвета; слева – маленькие фигуры, справа – большие. На второй ветке - такие же фигуры, только синего цвета.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Лес ожил.
5-ое задание:
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Эта игра - испытание «Верно - неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил. Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днем ярко светит луна
- утром дети идут в детский сад
- ночью люди обедают
- вечером вся семья собирается дома
- В неделе 7 дней
- За понедельником следует среда
- после субботы идет воскресение
- перед пятницей стоит четверг
- всего 5 времен года
- Весна наступает после лета
Воспитатель: Молодцы, ребята! Осталось всего 2 конверта. Какой же из них следующий?
6-ое задание:
Воспитатель: Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили. Я предлагаю вам сесть за столы на свои рабочие места. Дети, какой следующий конверт по счету?
Дети: 6-й.
Воспитатель: Возьми его. Что в нем?
Дети: Палочка.
Воспитатель: Верно. Итак, вам нужно выполнить задание с палочками.
(Дети работают в парах. Каждой паре даётся индивидуальное задание.)
№1- из ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ→ 3 ∆
№2- из ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ → 4 ∆
№3- из ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ → 3□
№4- из ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ ǀ → 2□
Воспитатель наблюдает за каждой парой. Оказывает индивидуальную помощь. Задает вопросы по ходу выполнения задания.
Воспитатель: А теперь общее задание. Постройте из 10 палочек-4 треугольника. Переложите 4 палочки так, что бы получилась стрела. У всех получилось?
Дети: да
Воспитатель: Отлично! Это задание у вас тоже не вызвало затруднений.
Воспитатель: Ребята, давайте запустим нашу стрелу и разрушим последнюю чару колдуна!
Дети: Давайте!
Воспитатель:
Лети, лети моя стрела
Тебя давно уже пустили
Глазами в небо проводили
А ты пронзила облака
Лети, лети не надломись
Сквозь ветер, тучи, непогоду
Лети взмывая, выше ввысь.
Туда где воля и свобода…
(Стрела летит и попадает в магический круг.)
7-ое задание:
Воспитатель: Ребята, злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет пакостить, и превратится в доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные части.
Воспитатель: Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые?
Дети: совмещать края
Воспитатель: Как можно назвать каждую из частей?
Дети: ½
Воспитатель: А теперь сложите ещё раз пополам, как теперь называется полученная часть круга?
Дети: ¼.
Воспитатель: Молодцы, злые чары сняты!!!
Воспитатель: А давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных кругов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса.
Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось наше занятие?
Дети: Да, очень.
Воспитатель: А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него?
Дети: да
Воспитатель: Посмотрите, это сладкие гостинцы!!!
Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Наше занятие закончено.