Детский сад 82 г.Томск - Конспект НОД в подготовительной группе «Где тепло, там и добро»

Конспект НОД в подготовительной группе «Где тепло, там и добро»

Категория: Конспекты занятий Создано: 07.02.2022

Даньшина Анастасия Валерьевна,

воспитатель

 

Цель: Формирование бережного отношения к старинным вещам, интерес к народным традициям, к русскому фольклору.

Задачи:

- Познакомить детей с предметами старинного русского быта (угольный утюг, чугунок, ухват).

- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

- Закреплять знания детей о деревьях, их свойствах и значении для русского народа.

- Закреплять умение лепить из соленого теста. Формировать умение работать стекой.

- Обогатить словарь детей пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (угольный утюг, ухват, чугунок).

- Вызывать желание детей запоминать стихи с помощью специальных таблиц.

 

Предварительная работа:

Рассматривание картинок с изображением старинных предметов быта, разучивание пословиц, поговорок, загадок, разучивание народных игр, чтение русских народных сказок.

 

Оборудование:

Печь, стол, лавки, ухват, чугунок, угольный утюг, деревянный брусок, молоток, гвозди, металлическая пластина, зола в коробочке, дрова, сундучок с предметами, платочки, записи русской народной музыки.

 

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте детушки-касатушки. Гость на порог – хозяину радость. Прошу в мою избу, будьте, как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего человеку нужен дом? Почему так говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше?”

Даже в старину люди делали жилища, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня.

Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева?

А я загадаю вам загадку:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки

Но в отличие от елки

Опадают те иголки (лиственница)

Воспитатель: Почему же из лиственницы строили дома? Потому, что когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго и не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижнее бревно старались класть из лиственницы. В таком доме всегда тепло и пахнет смолой.

Воспитатель: А почему строили дома из дерева, а не из железа? Давайте мы это вместе с вами узнаем.

Воспитатель: Сейчас я попробую забить гвоздь в деревянный брусок. Получилось. А теперь я попробую забить гвоздь в металлическую пластину. Не получается. Что мы видим. Гвоздь легко вошел в дерево, а в металл не входит. Из чего легче построить дом из дерева или из металла? Дерево легко поддается обработке, из него можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы. Поэтому в старину делали из дерева столы, лавки, посуду и многое другое.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что главное на Руси было в русской избе? Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Летом спит, зимой горит,

Рот открывает, что дают глотает.

Дети: печь

Воспитатель: А из чего делали печи?

Дети: из камней, кирпичей, глины

Воспитатель: А современные печи вы знаете?

Дети: камин, микроволновая печь, газовая, электрическая

Воспитатель: Как в старину называли русскую печь?

Дети: матушка, кормилица

Воспитатель: А почему ее так называли?

Дети: в ней пекли, варили, парили, и даже мыли детей

Воспитатель: Какая польза была от печи?

Дети: готовили пищу, освещала избу, согревала

Воспитатель: Чем она освещала избу?

Дети: угольками

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я вам принесла? В моем сундучке лежат разные предметы (достаю предметы, дети называют: фонарик, лучина, свеча).

Игра «Что сначала, что потом».

Воспитатель: Ребята, а чем топили русскую печь?

Дети: дровами

Воспитатель: Какое дерево использовали для топки печи?

Дети: березу

Воспитатель: А почему березу?

Дети: дольше горела и больше тепла

Воспитатель: А когда дрова прогорят, во что они превращаются?

Дети: в угольки, в золу

Воспитатель: А как вы думаете, золу люди выбрасывали?

Дети: нет

Воспитатель: Золу люди и сейчас применяют, как удобрение, а еще золой посыпают растения от вредителей.

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня есть предмет. Это старинный угольный утюг. У него есть крышка, которая открывается и закрывается. Внутрь накладывали горячие угольки, они нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи. Как вы думаете, удобен такой утюг

Дети: нет

Воспитатель: Почему?

Дети: нужно было готовить горячие угли, ими можно обжечься, сжечь одежду, испачкаться

Воспитатель: Есть такая старинная пословица «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». А пироги были главным угощением на Руси. Давайте и мы с вами будем замешивать тесто и повторять слова. А поможет нам в этом специальная схема - картинка.

Воспитатель: Речедвигательная гимнастика «Мы спросили нашу печь?»:

Мы спросили нашу печь: (плечи вверх- вниз)

-Что сегодня нам испечь? - (руки в стороны)

Печку мы спросили,

Тесто замесили. (круговые движения руками)

Тесто мнем, мнем, мнем. (движения кулачками)

Тесто жмем, жмем, жмем. (жмем ладошками)

Тесто скалкой раскатали (изображаем движения скалкой)

И делить на части стали. (делим на части)

Ну-ка дружно все начнем

Пирожки мы испечем. (хлопаем в ладоши)

Воспитатель: Пока наше тесто отдохнет, я загадаю вам загадку:

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас ребята знает? (чугунок)

Воспитатель: Он незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку:

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит отдает,

А сам в угол идет»(ухват)

Воспитатель: Возле печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие щи да кашу из печки. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют.

Воспитатель: Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло.

И сейчас нам нужно,

Пирожки испечь дружно.

Дети лепят пирожки из соленого теста.

Воспитатель: пока дети доделывают пирожки поиграем в игру «Что было, что стало»

Изба - дом;

Чугунок- кастрюля;

Самовар- чайник;

Люлька- кроватка.

Воспитатель:

Чтобы пироги испечь,

Надо печку нам разжечь.

Будьте добрее, подсобите,

В моем деле помогите

Давайте печь растопим

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно.

Эх, гори, гори ясно.

Игра «Гори, гори ясно»:

Гори, гори ясно (руки с платочками вверх и вниз)

Чтобы не погасло (присесть, руки внизу)

Глянь на небо (встать, руки вверх)

Птички летят (взмахи руками вверх, вниз)

Колокольчики звенят (изобразить колокольчик)

Воспитатель: Вот и огонь в печи разгорелся, теперь наши пирожки быстро испекутся.

Наши предки много работали, чтобы было чем семью кормить и мы с вами хорошо поработали.

Воспитатель: Давайте- ка вспомним пословицы о труде.

Дети: «Труд человека кормит, а лень портит»,

Дети: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

Дети: «Сделал дело, гуляй смело».

Воспитатель: Глядите, вот и пироги наши поспели. Как много пирогов, здесь на всех хватит.

Воспитатель: Понравилось вам у меня в гостях?

Воспитатель: Из чего на Руси строили дома?

Дети: из лиственницы

Воспитатель: Как называется дом, в котором я живу?

Дети: изба

Воспитатель: Что было самым главным в избе?

Дети: печь

Воспитатель: Чем хозяйка доставала из печи чугунок?

Дети: ухватом

Спасибо вам, дети, приходите еще ко мне в гости!

Яндекс.Метрика