Конспект НОД в подготовительной группе «Где тепло, там и добро»
Даньшина Анастасия Валерьевна,
воспитатель
Цель: Формирование бережного отношения к старинным вещам, интерес к народным традициям, к русскому фольклору.
Задачи:
- Познакомить детей с предметами старинного русского быта (угольный утюг, чугунок, ухват).
- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
- Закреплять знания детей о деревьях, их свойствах и значении для русского народа.
- Закреплять умение лепить из соленого теста. Формировать умение работать стекой.
- Обогатить словарь детей пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (угольный утюг, ухват, чугунок).
- Вызывать желание детей запоминать стихи с помощью специальных таблиц.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с изображением старинных предметов быта, разучивание пословиц, поговорок, загадок, разучивание народных игр, чтение русских народных сказок.
Оборудование:
Печь, стол, лавки, ухват, чугунок, угольный утюг, деревянный брусок, молоток, гвозди, металлическая пластина, зола в коробочке, дрова, сундучок с предметами, платочки, записи русской народной музыки.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте детушки-касатушки. Гость на порог – хозяину радость. Прошу в мою избу, будьте, как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего человеку нужен дом? Почему так говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше?”
Даже в старину люди делали жилища, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня.
Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева?
А я загадаю вам загадку:
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки
Но в отличие от елки
Опадают те иголки (лиственница)
Воспитатель: Почему же из лиственницы строили дома? Потому, что когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго и не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижнее бревно старались класть из лиственницы. В таком доме всегда тепло и пахнет смолой.
Воспитатель: А почему строили дома из дерева, а не из железа? Давайте мы это вместе с вами узнаем.
Воспитатель: Сейчас я попробую забить гвоздь в деревянный брусок. Получилось. А теперь я попробую забить гвоздь в металлическую пластину. Не получается. Что мы видим. Гвоздь легко вошел в дерево, а в металл не входит. Из чего легче построить дом из дерева или из металла? Дерево легко поддается обработке, из него можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы. Поэтому в старину делали из дерева столы, лавки, посуду и многое другое.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что главное на Руси было в русской избе? Послушайте, да отгадайте мою загадку:
Летом спит, зимой горит,
Рот открывает, что дают глотает.
Дети: печь
Воспитатель: А из чего делали печи?
Дети: из камней, кирпичей, глины
Воспитатель: А современные печи вы знаете?
Дети: камин, микроволновая печь, газовая, электрическая
Воспитатель: Как в старину называли русскую печь?
Дети: матушка, кормилица
Воспитатель: А почему ее так называли?
Дети: в ней пекли, варили, парили, и даже мыли детей
Воспитатель: Какая польза была от печи?
Дети: готовили пищу, освещала избу, согревала
Воспитатель: Чем она освещала избу?
Дети: угольками
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я вам принесла? В моем сундучке лежат разные предметы (достаю предметы, дети называют: фонарик, лучина, свеча).
Игра «Что сначала, что потом».
Воспитатель: Ребята, а чем топили русскую печь?
Дети: дровами
Воспитатель: Какое дерево использовали для топки печи?
Дети: березу
Воспитатель: А почему березу?
Дети: дольше горела и больше тепла
Воспитатель: А когда дрова прогорят, во что они превращаются?
Дети: в угольки, в золу
Воспитатель: А как вы думаете, золу люди выбрасывали?
Дети: нет
Воспитатель: Золу люди и сейчас применяют, как удобрение, а еще золой посыпают растения от вредителей.
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня есть предмет. Это старинный угольный утюг. У него есть крышка, которая открывается и закрывается. Внутрь накладывали горячие угольки, они нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи. Как вы думаете, удобен такой утюг
Дети: нет
Воспитатель: Почему?
Дети: нужно было готовить горячие угли, ими можно обжечься, сжечь одежду, испачкаться
Воспитатель: Есть такая старинная пословица «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». А пироги были главным угощением на Руси. Давайте и мы с вами будем замешивать тесто и повторять слова. А поможет нам в этом специальная схема - картинка.
Воспитатель: Речедвигательная гимнастика «Мы спросили нашу печь?»:
Мы спросили нашу печь: (плечи вверх- вниз)
-Что сегодня нам испечь? - (руки в стороны)
Печку мы спросили,
Тесто замесили. (круговые движения руками)
Тесто мнем, мнем, мнем. (движения кулачками)
Тесто жмем, жмем, жмем. (жмем ладошками)
Тесто скалкой раскатали (изображаем движения скалкой)
И делить на части стали. (делим на части)
Ну-ка дружно все начнем
Пирожки мы испечем. (хлопаем в ладоши)
Воспитатель: Пока наше тесто отдохнет, я загадаю вам загадку:
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас ребята знает? (чугунок)
Воспитатель: Он незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку:
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит отдает,
А сам в угол идет»(ухват)
Воспитатель: Возле печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие щи да кашу из печки. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют.
Воспитатель: Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло.
И сейчас нам нужно,
Пирожки испечь дружно.
Дети лепят пирожки из соленого теста.
Воспитатель: пока дети доделывают пирожки поиграем в игру «Что было, что стало»
Изба - дом;
Чугунок- кастрюля;
Самовар- чайник;
Люлька- кроватка.
Воспитатель:
Чтобы пироги испечь,
Надо печку нам разжечь.
Будьте добрее, подсобите,
В моем деле помогите
Давайте печь растопим
Что там у нас посмотрим?
Подбросим дров. Прекрасно.
Эх, гори, гори ясно.
Игра «Гори, гори ясно»:
Гори, гори ясно (руки с платочками вверх и вниз)
Чтобы не погасло (присесть, руки внизу)
Глянь на небо (встать, руки вверх)
Птички летят (взмахи руками вверх, вниз)
Колокольчики звенят (изобразить колокольчик)
Воспитатель: Вот и огонь в печи разгорелся, теперь наши пирожки быстро испекутся.
Наши предки много работали, чтобы было чем семью кормить и мы с вами хорошо поработали.
Воспитатель: Давайте- ка вспомним пословицы о труде.
Дети: «Труд человека кормит, а лень портит»,
Дети: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,
Дети: «Сделал дело, гуляй смело».
Воспитатель: Глядите, вот и пироги наши поспели. Как много пирогов, здесь на всех хватит.
Воспитатель: Понравилось вам у меня в гостях?
Воспитатель: Из чего на Руси строили дома?
Дети: из лиственницы
Воспитатель: Как называется дом, в котором я живу?
Дети: изба
Воспитатель: Что было самым главным в избе?
Дети: печь
Воспитатель: Чем хозяйка доставала из печи чугунок?
Дети: ухватом
Спасибо вам, дети, приходите еще ко мне в гости!