Конспект НОД по ФЭМП «Приглашение в сказку» в подготовительной к школе группе
Королёва Светлана Леонидовна, воспитатель
Цель: обобщение знаний и закрепление умений по пройденному материалу.
Задачи приоритетной образовательной области:
"Познавательное развитие": формирование элементарных математических представлений. Совершенствование навыков порядкового счета в пределах 20, в прямом и обратном порядке. Формирование умений определять большее и меньшее число используя знаки - «больше», «меньше», «равно». Закрепление знаний о задаче, её структуре. Формирование умений определять время по часам, знаний о последовательности дней недели, месяцев.
Задачи ОО в интеграции:
"Социально-коммуникативное развитие": совершенствование коммуникативных качеств: развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.
"Речевое развитие": развитие общих речевых навыков, речевого слуха, внимания.
"Физическое развитие": сохранение и укрепление физического здоровья детей, развитие крупной и мелкой моторики рук, двигательной активности; развитие координации и речи с движением.
Предпосылки учебной деятельности: коммуникативный компонент, формирование умения слушать и слышать взрослого: формировать умение действовать согласно правилу, образцу; формировать потребность ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми; личностный компонент, регулятивный компонент, познавательный компонент. Умение слушать и понимать чужую речь; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, формировать умение подчинить своё поведение обстоятельствам; участвует в совместной деятельности, адекватно понимает оценку взрослого и сверстника.
Оборудование:
плакат с цифрами от 1 до 20; магнитная доска; бабочки из картона с точками на крыльях; «замок» с составом чисел 6, 7, 8, 9, 10; «бревнышки» с числами; карточки с пропущенными числами; домики; плакат с примерами, фломастеры.
Раздаточный материал: тетради в клетку; простой карандаш; карточки с пропущенными числами.
Ход образовательной ситуации:
- Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель: - Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.
- Ребята, из какой сказки эти слова? - «лети, лети, лепесток, через запад на восток…»
Дети: - Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик»
- Сколько лепестков было у цветка? У цветка было семь лепестков.
- Какие сказки вы знаете, где встречается число семь? Сказки «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов».
- Ребята я приглашаю вас сегодня в сказку, вы согласны? Повторяем слова из сказки «Цветик – семицветик»: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток… Вели, чтобы ребята оказались в сказке! Итак, летим к сказке, а на чём?
Вы узнаете, когда выполните графический диктант. Вы готовы? Да
- Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Пальчиковая гимнастика «Непосильный труд»
Нитку вдеть – для пальца непосильный труд,
Но зато два пальца платьице сошьют.
Три – в тетради нашей пишут хоть куда.
Десять – поле пашут, строят города.
(Движение для пальцев рук: встряхивание, поглаживание, постукивание, массирование, разминание).
Графический диктант «Ракета»
1 клетка по диагонали вправо вверх; 6 клеток вправо; 2 клетки по диагонали вправо вверх; 6 клеток вниз; 2 клетки по диагонали влево вверх; 6 клеток влево; 1 клетка по диагонали влево вверх.
Дети под диктовку выполняют графический диктант
- На ракете летим в сказку.
В одной далекой сказочной стране жил-был Волшебник. Он был очень добрый. Настолько добрый, что всем доверял. И вот попал он в плен к злому колдуну. Не стало доброго волшебника. Затужили все: и звери, и птицы, и люди. Нам надо пойти и освободить его. Если вы готовы, то мы отправляемся в путь, дорогу дальнюю через дремучий лес. А чтобы не скучно было, давайте представим, что лес – это наши числа. Вот они, в рядочке. Называйте подряд.
Дети называют числа в прямом и обратном порядке.
- Вот и закончился лес. Но, смотрите, здесь что-то страшное произошло – на лесной опушке заколдованные бабочки. Не могут они взлететь – у них на крыльях неодинаковое количество пятнышек, поэтому они не взлетают. У бабочек должно быть одинаковое количество пятнышек, сколько на левом крылышке, столько и на правом. Надо восстановить недостающие пятнышки на крыльях у бабочек.
Дети дорисовывают недостающее количество пятнышек на крылышках.
- Теперь бабочки могут взлететь в любое время. Они очень благодарны вам ребята. А теперь тихо! Мы подходим к замку Колдуна. Сейчас он спит. Но в любую минуту может проснуться, выглянуть в окно и увидеть нас. Если он нас увидит, он может заколдовать нас: окутать паутиной или облаком лени. Я предлагаю побыстрее закрыть окна на нижних этажах замка. Секрет: в пустое окно надо поставить такую цифру, чтобы в сумме получилось число, стоящее на башне замка. (Состав числа 4, 5, 6, 7, 10.)
Дети подбирают необходимые числа.
- Закрыли все окна башни? Да
Речевая гимнастика «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка (дети шагают)
Стоит задом наперед (дети поворачиваются)
В той избушке есть старушка (грозят пальцем)
Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (показывают пальчиком)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят (руки вверх)
- Ребята, идём дальше. Ой, смотрите! Впереди огненная река. А через нее Колдун построил мост. Но он очень хитрый – любое бревнышко может провалиться. Только одно бревно надёжное. Найдите его.
Дети по очереди разбирают «бревнышки» определяют правильность поставленных знаков «больше», «меньше», «равно». Находят правильное «бревнышко» и переходят огненную реку.
- Перейти-то - мы перешли. Только что же вы так шумели? Проснулся Колдун! Ох! Чувствую лень – это он облако лени напускает на нас, чтобы мы забыли про доброго Волшебника, не стали его искать. А чтобы этого не произошло, нам надо решить задачи на сложение и вычитание.
- У Вовы было 6 шаров, 2 шара лопнуло. Сколько шаров осталось у Вовы?
- Над полянкой летало 4 бабочки, затем к ним прилетело еще две бабочки. Сколько бабочек стало на полянке?
- Вот и освободились мы с вами от облака лени. А перед нами белочка и зайчик. Спорят они: каких цифр не хватает у них на карточках, определить не могут. Помогите им, ребята.
Дети на карточках печатают недостающие цифры, определяют «соседей» чисел.
- Звери убежали. А перед нами четыре дома. В каком доме поселился добрый Волшебник? Сорока на хвосте новость принесла, что Волшебник живёт не в оранжевом и не в квадратном доме. В каком же?
Волшебник живет в жёлтом домике.
- Закройте глаза. Чувствуете, как добрый Волшебник гладит вас по головкам в знак благодарности? Он приглашает вас на угощенье во второй месяц зимы, в третий день недели, ровно в три часа дня.
Дети называют второй зимний месяц – январь; третий день недели – среда; дети рассказывают и показывают, что большая стрелка будет стоять на двенадцати, а маленькая на три.
- Добрый Волшебник прислал вам эти воздушные шары. Решите примеры, и вы прочтёте, что он вам передаёт.
Дети решают примеры со знаком «плюс» и со знаком «минус» в пределах десяти, расставляют ответы в определенной последовательности – по порядку от 1 до 10 и читают слова «Вы - молодцы!»
- Заключительная часть (рефлексивный этап)
- Я поздравляю вас с окончанием нашего долгого, но интересного пребывания в сказке. Кому вы сегодня помогли?
(Мы помогли доброму Волшебнику, освободили его из плена злого колдуна)
- Какие препятствия вы преодолели, спасая доброго Волшебника?
(Выполняли различные задания: графический диктант, считали до двадцати, выручили бабочек, переходили через огненную реку, решали задачи и примеры)
- Что бы вы хотели пожелать доброму Волшебнику?
(Чтобы он был осторожен с незнакомыми людьми, не был доверчив)