Конспект НОД в старшей группе «Зимушка-зима»
Пешкова Лариса Сергеевна,
Воспитатель
Цель: Закрепление знаний детей о зиме.
Задачи:
Обучающие:
- формировать знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы;
- формировать умение у детей отвечать на поставленные вопросы полным ответом;
- упражнять в подборе прилагательных к существительным;
- расширить знания детей о безопасном поведении в зимнее время года;
- закрепить умение выполнять аппликацию в технике «обрывания».
Развивающие:
- развивать внимание, мышление, мелкую моторику;
- развивать художественный вкус, фантазию;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод;
- вырабатывать глубокий вдох и длительный выдох;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к красоте зимней природы;
- вызвать чувство сострадания к птицам зимой;
- прививать любовь к классической музыке, художественным произведениям.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: снежок, бумажные снежинки по количеству детей, картинки-схемы для рассказывания о зиме, музыка Свиридова «Метель», синий картон листа, подставки для кистей, кисти и баночки для клея, подносы для бумаги, клеёнки.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за явлениями природы (ветер, метель, снегопад); эксперимент на определение свойств снега; чтение стихов, слушание детских песен, беседы о зиме; рассматривание картин; обрывная аппликация ёлочка и солнышко.
Словарная работа: метель, снежинка, лёд, берлога, спячка, вальс.
Ход нод:
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно!
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром.
- О каком времени года эта загадка?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Какие времена года вы знаете?
Дети: Лето, осень, зима, весна.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем отличается зима от других времён года? А помогут вам в этом картинки.
Дети:
- солнце светит, но не греет;
- зимой бывают метели, вьюга, снегопад;
- реки покрываются льдом;
- перелётные птицы улетели на юг, остались только зимующие, которых надо подкармливать;
- зимой холодно, все люди одеваются тепло;
- некоторые животные впадают в спячку (барсук, медведь, ёж);
- зимой природа отдыхает, укрытая снегом.
Воспитатель: У меня есть волшебный снежок. Он хочет поиграть с вами.
Я буду бросать вам его, и задавать вопрос, а вы отвечать на вопросы: «Какой, какая, какое?» А почему он волшебный вы мне скажите после игры?
Дети играют стоя в кругу.
Если зимой часто идет снег, то зима (какая) – снежная.
Если зимой дует ветер, то зима (какая)- ветреная.
Если ночью холодно, то ночь (какая) – холодная.
Если утром мороз, то утро (какое) – морозное.
Если днем светит солнце, то день (какой) – солнечный.
Если выпал снег, то он (какой)- холодный, пушистый.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно и точно подобрали слова. Почему мой снежок волшебный?
Дети: Он не таит, он тёплый.
Воспитатель: Зима замечательное время года. Есть много зимних развлечений. Давайте, послушаем стихотворение о них.
Как интересно нам зимой!
На санках едем мы гурьбой,
Потом в снежки мы поиграем.
Все дружно лыжи одеваем,
Потом все встали на коньки,
Зимой веселые деньки!
Воспитатель: Но необходимо помнить, что надо быть очень осторожным играя на улице зимой. Почему, как вы думаете?
Дети:
- можно переохладиться;
- или обморозиться;
- снежком попасть в глаз;
- пораниться на катке.
Воспитатель: Пока мы беседовали, в группу прилетели снежинки. Я предлагаю вместе со мной станцевать вальс снежинок под музыку композитора Георгия Свиридова “Метель”.
Дети исполняют танец « Снежинки».
Воспитатель: Какой красивый танец у нас получился. А теперь давайте подуем на свои снежинки. Вдыхаем воздух через нос, а выдыхаем ртом.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Вот какая у нас метель.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Тютчева Ф. И.
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Воспитатель: Как вы думаете? Почему я прочитала это стихотворение?
Дети: Идёт последний месяц зимы. Зима заканчивается.
Воспитатель: Назовите мне зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Мне грустно, что с приходом весны вся красота зимняя растает. И поэтому я предлагаю сделать аппликацию на память о зиме.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Предварительно мы с вами сделали ёлочку и солнышко. А сегодня я предлагаю украсить ваши картины снегом. Снег вы будете делать из салфеток.
Показ образца.
Воспитатель: У меня получилась вот такая картина. Но вы можете делать по своему желанию. В какой технике выполнена аппликация?
Дети: Обрывная аппликация.
Воспитатель: Вы помните, как выполнять такую аппликацию? (мелкие кусочки бумаги не вырезаются ножницами, а руками отрываются и приклеиваются к основе в виде мозаики).
Перед работой вспоминают, технику безопасности при работе с клеем.
Самостоятельная деятельность детей под классическую музыку.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что запомнилось интересного ? Где испытывали затруднение?