Детский сад 82 г.Томск - Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок»Автоматизация звука [р] в словах с открытым слогом

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок»Автоматизация звука [р] в словах с открытым слогом

Категория: Конспекты занятий Создано: 23.11.2021

Черняева Светлана Николаевна,

учитель-логопед

Цель: автоматизация звука [р] в словах с открытым слогом.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- Автоматизация и закрепление звука [р] в слогах и словах;

- Упражнять в согласовании существительных с числительными;

- Упражнять в определении наличия звука [р] в словах.

Коррекционно - развивающая:

Развитие артикуляционной моторики;

- Развитие длительной воздушной струи;

- Развитие фонематического восприятия и слуха, мелкой моторики пальцев рук.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитание усидчивости и внимания.

Оборудование: зонд логопедический для дыхательной гимнастики, мячик «Су-Джок», карточки с картинками.

  1. Организационный момент.

– Здравствуй! Как настроение? Готов заниматься? Садись поудобней, выпрями спину, поставь ровно ноги.

  1. Основная часть.
  2. Пальчиковая гимнастика с помощью массажного шарика Су-Джок.

– Сейчас мы будем выполнять гимнастику для пальчиков. Наблюдай за мной и повторяй.

Пальчиковая гимнастика «Я мячом круги катаю»

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

А потом сожму немножко,

Как сжимает лапку кошка

Каждым пальцем мяч прижму

И опять катать начну.

(Движения соответствуют тексту)

  1. Артикуляционная гимнастика.

– Сейчас мы выполним гимнастику для языка и губ.

Упражнение «Заборчик»

Губы в широкой улыбке, с легким напряжением. Верхние резцы лежат на нижних резцах. Верхние и нижние зубы обнажены. Держим губы и зубы в таком положении в течении 5-6 секунд.

Упражнение «Лопаточка»

Открываем рот. Слегка высовываем расслабленный язык. Он лежит на нижней губе.

Нужно постараться держать язык в таком положении несколько секунд. Нижнюю губу не подгибаем.

Упражнение «Качели»

Приоткрываем рот. Губы в улыбке. Приподнимаем язык к внутренней стороне верхних зубов. Опускаем язык к нижним зубам. И так — несколько раз: вверх-вниз, вверх-вниз. 

Упражнение «Конфета»

Губы сомкнуть. Напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

Упражнение «Вкусное варенье».

Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.

- Запиваем чаем из чашечки:

Упражнение «Чашечка»

Улыбаемся и широко открываем рот, кладём широкий язык на нижнюю губу. Боковые края языка загибаем в форме чашечки.

Упражнение «Барабанщик»

Губы в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна. Произносим: «Ды-ды-ды». При выполнении упражнения стучим языком за верхними зубами по твердому нёбу. 

Упражнение « Индюк»

Улыбнуться, открыть рот, показать зубки. Положить язык на верхнюю губу и передний край языка загнуть вверх. Совершать движения языком вперёд – назад, произнося «бл-бл-бл».

Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи с помощью логопедического зонда.

- Воздух необходимо набирать через нос. плечи не поднимать.

- Выдох должен быть длительным, плавным.

- Необходимо следить. чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

– Молодец!

III. Упражнения по развитию произношения.

  1. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [р].

  1. Характеристика звука [р]: губы свободны; зубы сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует; посередине языка идет теплая воздушная струя; “горлышко” работает.

Звук [р] - согласный, звонкий, твёрдый. Звук обозначается синим цветом.

  1. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук ». Как только услышишь звук [р], сразу лови его - хлопай в ладоши:

М-Р-К-Р-Т-Н-Р-Д-П-Р-Ц-С-Р

ХА – РА – ЛА – ПА – РА – НУ – РУ – ДУ – МО – РО

РАК – МАК – РАКЕТА – РАМА – ПАНАМА- РАДУГА

– Молодец!

  1. – « Заведи мотор» .Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо : Р-Р-Р..
  2. – Договори последний звук:

сы …, топо …, помидо …, мухомо …

  1. – Теперь мы поиграем в попугая. Я буду произносить слоги, а ты повторяй, как это делает попугай:

Ра-ра-ра

Ру-ру-ру

Ро-ро-ро

Ри-ри-ри

Ре-ре-ре

  1. I Упражнения по развитию произношения.
  1. Д\игра «Помоги Деду Морозу разложить подарки»

– Перед тобой лежат картинки, назови их без запинки. Какой звук встречается чаще всего? Звук Р

- выбери картинку которая тебе понравилась. Давай, разделим на слоги. Сколько получилось слогов?

– Молодец!

  1. Выбери две картинки .которые понравились .Посчитай их. Д/игра «Счет до пяти»: Одна рыбка ,две рыбки….

9.Теперь « Я жадина» попроси у меня коринки (Отдай мне мою грушу ; отдай мне мое ведро ….)

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся,

Два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел

.Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

10.Составь предложение со словом Ракета.

11.Следующее упражнение «Веселый поезд». Помоги пассажирам отправиться в путешествие на веселом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Р. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове. и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет(количество слогов совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.

– С каким звуком мы сегодня работали?

Ребенок: Р-р-р…

– Правильно! Сегодня ты отлично занимался, спасибо. Вот тебе наклейка.

Яндекс.Метрика