Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок»Автоматизация звука [р] в словах с открытым слогом
Черняева Светлана Николаевна,
учитель-логопед
Цель: автоматизация звука [р] в словах с открытым слогом.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Автоматизация и закрепление звука [р] в слогах и словах;
- Упражнять в согласовании существительных с числительными;
- Упражнять в определении наличия звука [р] в словах.
Коррекционно - развивающая:
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие длительной воздушной струи;
- Развитие фонематического восприятия и слуха, мелкой моторики пальцев рук.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитание усидчивости и внимания.
Оборудование: зонд логопедический для дыхательной гимнастики, мячик «Су-Джок», карточки с картинками.
- Организационный момент.
– Здравствуй! Как настроение? Готов заниматься? Садись поудобней, выпрями спину, поставь ровно ноги.
- Основная часть.
- Пальчиковая гимнастика с помощью массажного шарика Су-Джок.
– Сейчас мы будем выполнять гимнастику для пальчиков. Наблюдай за мной и повторяй.
Пальчиковая гимнастика «Я мячом круги катаю»
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
А потом сожму немножко,
Как сжимает лапку кошка
Каждым пальцем мяч прижму
И опять катать начну.
(Движения соответствуют тексту)
- Артикуляционная гимнастика.
– Сейчас мы выполним гимнастику для языка и губ.
Упражнение «Заборчик»
Губы в широкой улыбке, с легким напряжением. Верхние резцы лежат на нижних резцах. Верхние и нижние зубы обнажены. Держим губы и зубы в таком положении в течении 5-6 секунд.
Упражнение «Лопаточка»
Открываем рот. Слегка высовываем расслабленный язык. Он лежит на нижней губе.
Нужно постараться держать язык в таком положении несколько секунд. Нижнюю губу не подгибаем.
Упражнение «Качели»
Приоткрываем рот. Губы в улыбке. Приподнимаем язык к внутренней стороне верхних зубов. Опускаем язык к нижним зубам. И так — несколько раз: вверх-вниз, вверх-вниз.
Упражнение «Конфета»
Губы сомкнуть. Напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
Упражнение «Вкусное варенье».
Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.
- Запиваем чаем из чашечки:
Упражнение «Чашечка»
Улыбаемся и широко открываем рот, кладём широкий язык на нижнюю губу. Боковые края языка загибаем в форме чашечки.
Упражнение «Барабанщик»
Губы в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна. Произносим: «Ды-ды-ды». При выполнении упражнения стучим языком за верхними зубами по твердому нёбу.
Упражнение « Индюк»
Улыбнуться, открыть рот, показать зубки. Положить язык на верхнюю губу и передний край языка загнуть вверх. Совершать движения языком вперёд – назад, произнося «бл-бл-бл».
Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи с помощью логопедического зонда.
- Воздух необходимо набирать через нос. плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным.
- Необходимо следить. чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
– Молодец!
III. Упражнения по развитию произношения.
- Сообщение темы занятия.
– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [р].
- Характеристика звука [р]: губы свободны; зубы сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует; посередине языка идет теплая воздушная струя; “горлышко” работает.
Звук [р] - согласный, звонкий, твёрдый. Звук обозначается синим цветом.
- Развитие фонематического слуха.
– Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук ». Как только услышишь звук [р], сразу лови его - хлопай в ладоши:
М-Р-К-Р-Т-Н-Р-Д-П-Р-Ц-С-Р
ХА – РА – ЛА – ПА – РА – НУ – РУ – ДУ – МО – РО
РАК – МАК – РАКЕТА – РАМА – ПАНАМА- РАДУГА
– Молодец!
- – « Заведи мотор» .Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо : Р-Р-Р..
- – Договори последний звук:
сы …, топо …, помидо …, мухомо …
- – Теперь мы поиграем в попугая. Я буду произносить слоги, а ты повторяй, как это делает попугай:
Ра-ра-ра
Ру-ру-ру
Ро-ро-ро
Ри-ри-ри
Ре-ре-ре
- I Упражнения по развитию произношения.
- Д\игра «Помоги Деду Морозу разложить подарки»
– Перед тобой лежат картинки, назови их без запинки. Какой звук встречается чаще всего? Звук Р
- выбери картинку которая тебе понравилась. Давай, разделим на слоги. Сколько получилось слогов?
– Молодец!
- Выбери две картинки .которые понравились .Посчитай их. Д/игра «Счет до пяти»: Одна рыбка ,две рыбки….
9.Теперь « Я жадина» попроси у меня коринки (Отдай мне мою грушу ; отдай мне мое ведро ….)
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз- нагнулся,
Два- нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел
.Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
10.Составь предложение со словом Ракета.
11.Следующее упражнение «Веселый поезд». Помоги пассажирам отправиться в путешествие на веселом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Р. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове. и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет(количество слогов совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.
– С каким звуком мы сегодня работали?
Ребенок: Р-р-р…
– Правильно! Сегодня ты отлично занимался, спасибо. Вот тебе наклейка.