Конспект беседы по рассматриванию картины И.И.Шишкина «Ручей в березовом лесу» в подготовительной к школе группе
Бессуднова Наталья Геннадьевна,
воспитатель
Цель: обогащение представлений воспитанников о средствах выразительности пейзажной живописи в летнее время года, воспитание эстетических чувств, связанных красотой природного мира.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с жанром живописи – пейзаж; учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы; формировать представления о выразительных средствах, используемых художником при создании картины; формирование навыка рассказывания по пейзажной картине целостного представления об изображенном на ней.
Развивающие: развивать у детей интерес к живописи И.И.Шишкина; развивать творческое воображение; развивать связную речь, речевой слух, развивать устную речь, обогащая словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими суждениями, терминами.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к пейзажной живописи; добиться возникновения эмоционального отклика на изображенное художником на картине; воспитание инициативности, самостоятельности при восприятии картины и составления рассказа по ней.
Вопросы к беседе (традиционный подход)
Я в лес хожу за настроеньем.
Брожу в жужжанье и цветенье.
И в тайны добрые вникаю,
И набираюсь добрых сил.
Рассмотрите, пожалуйста, картину.
Что изображено на картине? Какой лес изображен на картине? Как вы догадались? Как называется лес, где растут одни березы? Какое время года изображено на картине? Как вы это поняли? С помощью каких средств художник создает впечатление солнечного дня? Какие цвета преобладают в картине? Как вы думаете, какой главный цвет на картине? Почему вы так думаете? Что изображено в центре картины? Что отражается в ручье? Кто еще изображен на картине? Почему они изображены маленькими? Как вы думаете, как они оказались в лесу? Зачем? Куда они идут?
Картина называется «Ручей в березовом лесу». Написал ее великий русский художник И.И.Шишкин. Это произведение можно смело отнести к одной из лучших из его пейзажей. И.И. Шишкин сумел поймать красоту природы. На полотне нарисован чистый лесной ручей с перекинутым через него бревенчатым мостиком, могучие деревья, на фоне которых две женщины выглядят крохотными. Словно неприступными стенами стоят огромные березы. Они растут вдоль ручья так, будто указывают людям дорогу к чистому солнечному полю. Посмотрев на эту картину, можно ощутить все величие природы и ее очарование.
Вспомните, как называется картина? Как вы думаете почему? А как бы вы назвали картину? Представьте, что вы оказались в этом лесу, что вы чувствуете? Нравится ли вам здесь?
Вопросы к беседе (деятельностный подход)
Посмотрите на картину. Хотели бы вы попасть внутрь картины? Как вы думаете, где нам художник указывает место, чтобы войти в картину? Видите тропинку на переднем плане картины. Давайте зайдем в картину по ней. Куда нас приведет тропинка? Как мы можем перебраться через ручей? Возьмите лупу и покажите с помощью чего, мы преодолеем ручей? Как вы думаете, откуда взялся этот мостик? Как его соорудили? Кого мы встретили в лесу, перебравшись через ручей? Проверьте с помощью лупы, кто идет в лес. Подумаем, кем они могут друг другу приходиться. Откуда они пришли в лес? Покажите указателем направление, куда они идут. Как вы думаете, зачем они пришли в лес?. С помощью луп рассмотрите , что у них в руках. Рассмотрите одежду женщины и девочки.
Как вы думаете, старый или молодой лес изображен? Почему? Найдите старые корни дерева и наведите на них рамку. Почему корни оголились? Наведите лупу на ручей. Какого он цвета? Рассмотрите, что отражается в ручье.
А теперь посмотрите, какого цвета небо? Наведите рамку на самый светлый участок неба и самый насыщенный.
А какая главная тайна картины? Что главное картине? Ручеек крошечный, через него легко перебраться, но силой он обладает поистине могучей. Живительная влага дарит жизнь всему живому вокруг ручья. Птицы и звери пьют ее в жаркий день, корни деревьев жадно впитывают ее, ручеек не иссякает. Этот ручеек настоящая сила леса, которая дарит самое необходимое всему живому, что в нем находится.
Кто или что нам поможет выбраться из картины? Понравилось вам в этом лесу?
Вопросы к беседе ( под призмой «Зеленой аксиомы» - …оглядываться на свой экологический след, учиться зеленому потреблению)
Почему картина называется «Ручей в березовом лесу», а например, не «Люди в лесу», или как то по другому? Почему художник изобразил то место леса, где течет ручей? Какими средствами художник показал величие природы перед человеком? Был бы лес таким величественным и красивым без ручья? Почему? Как вы думаете, женщина и девочка могут причинить вред лесу? Объясните. Зачем вообще люди ходят в лес? Что дарит нам лес? Будет ли сбор грибов и ягод влиять на будущее поколение через много лет? Если да, то это влияние будет положительным или отрицательным? Какими дарами природы пользуется человек. А как люди могут отблагодарить лес? Можно ли дары природы потреблять безгранично?
Ребята, я предлагаю вам, закрыть глаза и представить, что мы оказались в этом лесу. Какие звуки можно услышать в лесу? Тихо или шумно в лесу? Можете представить себе, чем пахнет в лесу? Какую роль в природе играет лес.
А часто ли вы бываете в лесу? Расскажите когда и зачем? Как необходимо вести себя в лесу? Приходилось ли вам вольно или невольно вредить природе? Может ли человек уничтожить то, что сам не использует? Что мы можем сделать для сохранения природных богатств? Как необходимо вести себя в лесу, не нарушив его привычное существование?