Конспект НОД с элементами сказкотерапии в старшей группе «Путешествие по сказкам»
Пешкова Лариса Сергеевна,
воспитатель
МАДОУ № 82
Цель: формирование у детей эмоционально-волевой сферы. Доброго отношения друг к другу.
Задачи:
Обучающие
- обучать детей дифференцировать чувства и эмоции;
- расширить представления детей о видах сказочного жанра;
- помочь детям в преодолении негативных эмоций;
- подвести к пониманию значимости положительных эмоций в жизни человека.
Развивающие:
- развивать навыки позитивного общения, двигательные движения, мимику, жесты;
- развивать способности творческого самовыражения;
- активизировать творческое мышление, воображение и фантазию.
Воспитательные:
- прививать доброжелательное отношение, уважение друг к другу;
- воспитывать навыки сотрудничества и совместного решения задач;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
Чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игровое упражнение: «Объясни пословицу», беседы: «Что такое волшебство и колдовство», «Волшебные предметы».
Материал и оборудование:
Запись песен: «Приходи сказка», «В мире много сказок», иллюстрации к сказкам: «Каша из топора», «Мужик и медведь», «Дурак и береза», «Как дурак дверь стерег», «Как мужик гусей делил». Магнитная доска, магниты, проектор, ноутбук, экран, слайды с изображением волшебных предметов. Пластилин, дощечки для лепки, салфетки.
Ход НОД.
Дети проходят и садятся на ковер.
Прослушивание песни «Приходи сказка».
Поэт Юрий Энтин, композитор Евгений Крылатов.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О сказках.
Воспитатель: Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сказка — это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает. Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. Существует три вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.
Ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в этот волшебный сказочный мир.
Дидактическая игра: «Угадай и назови».
Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.
Воспитатель: Если б Петя-простота не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за темные леса.
( «Кот, лиса и петух»)
Девочка зашла в избушку,
Видит, стоит стол, три стула.
На каждом стуле посидела,
Мишуткину похлебку съела.
( «Три медведя»)
Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
( «Лисичка-сестричка и волк»)
Мама деточек учила,
дверь чужим не открывать,
не послушались детишки и попали к волку в пасть.
( «Волк и семеро козлят»)
На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили,
Но не смогли договориться,
Упрямство свойственно и птицам.
( «Журавль и цапля»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Ответы детей.
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных. Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?
Дети отвечают.
Воспитатель: Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью. Какие вы еще знаете сказки о животных?
Дети отвечают.
Воспитатель: Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?
Дети отвечают.
Воспитатель: Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.
Воспитатель: Какие дурные качества характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках? Какие положительные черты характера прославляются?
Дети отвечают.
Воспитатель: В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь. Дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.
Воспитатель: О забавных случаях из жизни сейчас сочиняют анекдоты, а наши предки сочиняли сказки и назывались эти сказки бытовыми. Бытовые сказки похожи на сказки о животных. В них также рассказывалось о каких-то ситуациях только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
Дидактическая игра: «Найди иллюстрацию сказки, к которой подходит пословица».
«Дурака пошли, да сам следом иди»!
( «Как Иван-дурак дверь стерег», «Дурак и береза»).
«Крупу жалеть — и каши не сварить» ( «Каша из топора»).
«Глупый киснет, а умный всё промыслит» ( «Как мужик гусей делил»).
«На вид простак, а в душе хитряк» ( «Мужик и медведь»).
Физкультминутка.
Девочка по лесу шла - дети шагают на месте,
И на домик набрела - соединяют руки над головой домиком,
Видит, что хозяев нет - потянуться на носочках, головку вытянуть вперед,
На столе стоит обед - левую руку сжать в кулачок, сверху положить правую ладонь,
Из трёх чашек похлебала - показать, как кушают,
В трёх постелях полежала - ладошки сложить вместе под щечку.
Воспитатель: Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение. Назовите сказки с элементами превращения.
Дети отвечают.
Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?
Дети отвечают.
Воспитатель: С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным герой сражается не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные помощники и волшебные предметы. Какие животные выступают в роли чудесных помощников?
Дети отвечают.
Воспитатель: В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы.
Дидактическая игра: «Из какой сказки волшебный предмет?»
Просмотр слайдов.
Воспитатель: В конце волшебных сказок герой одерживает победу над нечистыми силами. Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания. Добро вознаграждается, а зло наказывается. Герой волшебной сказки должен пройти через испытания, которые каждый раз все становятся труднее и труднее. Чему учат сказки? Что может произойти с человеком, если он поступает плохо?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Терешечка» и «Жар-птица», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.
Проблемная ситуация.
«А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то……».
«А если бы Терешечка не был таким находчивым, то…».
«А если бы Иван-Царевич из сказки «Жар-птица» был более осторожным и слушался серого волка то…».
Воспитатель: В волшебных сказках у героев были предметы, которые помогали им в трудную минуту. Давайте сейчас каждый из вас вылепит свой волшебный предмет.
Звучит песня «В мире много сказок».
Поэт Ю. Энтин, композитор А. Рыбников.
Лепка: «Вылепи свой волшебный предмет».
Дети лепят по своему желанию.
Рефлексия.
Воспитатель: Дети, вот мы и побывали в сказочной в стране.
А что бы вы попросили бы у своего волшебного предмета?
Ответы детей.
Воспитатель: Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым.