Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Нужная и важная вода» /для детей старшей группы/
Цель: углубление и обобщение знаний и представлений детей о воде Образовательные: расширить представления детей о свойствах воды, формировать у детей умение проводить несложные опыты с водой, отгадывать загадки.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой;
мышление, внимание, память, любознательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей. Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Материал: для опытной работы- Халаты, шапочки, пластиковые стаканы по 2 шт. (с надписью 1,2) салфетки, камешки, пуговицы, блюдца, кусочки льда. Ароматизированное масло, ложечки. Презентация.
Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка (игра – импровизация) анализ, подведение итогов.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Познавательное развитие: ознакомление с миром природы; развитие познавательно – исследовательской деятельности», Социально – коммуникативное развитие: формирование основ безопасности, социализация. Физическое развитие . Художественно –эстетическое развитие.
Предварительная работа:
- Беседы о воде, ее роли в жизни человека. 2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре
стихии», «Разрезные картинки». 4. Чтение художественной литературы по теме «Вода». 5. Наблюдение за водой на прогулке. 6. Наблюдения в природе (агрегатное состояние воды). 7.Отгадывание загадок о природе, воде.
Ход НОД:
Дети входят в группу. Воспитатель: Сядем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. Доброе утро я вам говорю, Доброе утро! Я вас всех люблю! Желаю вам хорошо заниматься. Слушать внимательно, ума набираться.
Воспитатель: Ребята я вам сейчас загадаю загадку, а вы ее попробуйте отгадать.
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды — жить нельзя нам без…
Дети: Воды. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я сегодня хочу вас пригласить в лабораторию? где мы с вами поиграем в ученых, исследователей. Я буду учёный- Водичкин, а вы весёлые капельки. Воспитатель : Ребята скажите, вы знаете кто работает в лабораториях?
Дети: (ученые). Воспитатель: Что они делают в лабораториях?
Дети: (проводят опыты)
Воспитатель: Правильно дети. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. Вот мы сегодня с вами ознакомимся с опытами и выводы обязательно зарисуем. Воспитатель: Но чтобы узнать тему нашего исследования, нам надо разгадать загадки, которые я вам приготовила. Воспитатель: Вот первая загадка.
Закройте глаза. Сейчас я вам что- то положу в ладошку, а вы крепко ее зажмите и отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
(Положить каждому ребенку в ладошку кусочек льда).
Воспитатель: Вот вторая загадка — звуковая. Послушайте внимательно. (Шум морского прибоя, всплеск волн). Запись. Воспитатель: Вот третья загадка
На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Дети: (глобус) Сюрпризный момент: Около глобуса лежит письмо ( от Лунтика) Воспитатель: Оно от Лунтика. Сейчас я его вам прочитаю: «Дорогие ребята! Я с друзьями хочу прилететь к вам в гости на Землю, но нам многое неизвестно и непонятно-нужна ваша помощь. Мы считаем, что на вашей планете есть то, чего нету у нас на Луне. Ну, что Капельки поможем Лунтику узнать, что на нашей планете есть, а чего нет на Луне. Дети: Да, поможем. Воспитатель: А что такое глобус? Дети: (Глобус – это модель Земли). Воспитатель: Правильно капельки, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? Дети: (синий, желтый, зеленый, коричневый). Воспитатель: А какого цвета на глобусе больше? Дети: (голубого или синего) Воспитатель: А как вы думаете, что изображено на глобусе голубым цветом? Дети: Голубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны. Воспитатель: А что находится в реках, морях, океанах? Дети: Вода. Воспитатель: значит голубым цветом на глобусе показано больше воды.
Воспитатель: Капельки, а где можно встретить воду? Дети: Вода есть в кране, в тучке. - Вода есть в бассейне. - Вода есть в луже, в организме.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Без воды мы не можем жить и все живое на планете не может существовать без вод. Воспитатель: А сейчас скажите мне: что было у вас в ладошке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? Дети: (о воде).
Воспитатель: Да верно, это был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Сегодня будем проводить опыты с водой и исследовать ее свойства и знакомить Лунтика с опытами.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить, Без воды нам не прожить.
Воспитатель: А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды?
Дети: (ответы детей). Воспитатель: Капельки, посмотрите и скажите для чего вода нужна человеку. живым объектам, изображённым на ваших картинках (растениям, животным?) (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
Беседа «Какая бывает вода»- Ребята, как вы думаете, какая бывает вода? Дети: (Газированная, минеральная, горячая, холодная, морская, океаническая, речная, родниковая, болотная). Воспитатель: А вы в море купались? (да купались). - Какая вода на вкус в море Дети: (солёная). Воспитатель: Её можно пить Дети: (нельзя). Воспитатель: Если купаться в морской воде или полоскать горло морской
водой – то реже будешь болеть. -Морская вода это «хорошо» или «плохо»(элементы ТРИЗа (хорошо- лечебная, плохо- нельзя пить) -можно купаться, нельзя варить суп, -приятно смотреть, когда штормит).
Воспитатель: А теперь мы с Вами поиграем.
Игра «Кому нужна вода? » Воспитатель:- Как вы думаете, что это? Дети: (это озеро) Воспитатель:- А это что у озера? Дети: (это маленькие ручейки) . Воспитатель:- Давайте подберем картинки: «Кому нужна вода?, почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к ручейкам и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т. д.) Воспитатель: Капельки , а сейчас мы с вами пройдем в нашу волшебную лабораторию на опыты. Проходите, Не забывайте правила безопасности при работе: - аккуратно пользуйся емкостью для воды, своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, вытирайте разлившуюся на стол воду салфеткой.
Опытно-исследовательская деятельность.
- Опыт «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: А как вы думаете, у воды есть вкус? Воспитатель: Давайте попробуем её на вкус. Дети: Вода не имеет вкуса Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? Дети: (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды. Воспитатель: А если мы добавим в воду соль. Какая она будет на вкус? Дети: (солёная). Воспитатель: А теперь снова попробуйте воду в стаканчике с №1. Есть ли у неё вкус? Какой вывод мы можем сделать?
Дети: (делается вывод, что у воды нет своего вкуса) Воспитатель: Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем. Воспитатель: А как вы думаете, имеет ли вода запах? Давайте проверим.
- Опыт «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Капельки, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? Дети: Вода не пахнет Воспитатель: А если мы добавим в воду соль. Какая она будет на вкус?
Дети: (ответы детей ,соленая)
Воспитатель: Теперь я добавлю вам в стаканчик капельку ароматизированного масла, а вы перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? Чем она пахнет
Дети: (вода изменила запах).
Вывод: вода не имеет запаха.
Физкультминутка: « Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
- Опыт «Вода не имеет цвета»
Воспитатель: Капельки, что обозначает слово «прозрачный»?
Дети: (ответы детей) Воспитатель: Перед вами набор мелких предметов: пуговицы, камешки. Докажите, что вода стоящая перед вами в стакане, прозрачная.
Опустите предметы в стакан с водой. (Дети бросают в воду предметы, они видны.) Воспитатель: Загляните в стакан. Что вы видите в нем? Значит какая вода? Дети: (прозрачная). Воспитатель: А может вода поменять цвет? Капельки, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? Дети: (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды) . Воспитатель: Давайте, теперь сравним воду и молоко. Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком? Дети: Я думаю, что ложка будет видна в стакане с водой. - А я считаю, что ложка будет видна в стакане с молоком. Воспитатель: Проверим. Опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему? Дети: В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна. Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Дети: (ответы детей) . Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
- Опыт «Вода не имеет формы»
Воспитатель: А теперь давайте перельём воду из стакана в «блюдца». Обратите внимание. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды. – Значит, что мы можем сказать о форме воды? Дети: Вода не имеет формы.
Воспитатель: А какое свойство воды мы использовали, что бы провести этот опыт? Дети: Вода жидкая и может литься, течь и принимать форму того сосуда в который мы ее налили.) Воспитатель: Капельки, а сейчас мы с вами сделаем плакат-памятку , какими свойствами обладает вода, и отправим его Лунтику.
Рефлексия:
Воспитатель - Капельки, наше исследование подходит к концу. Что интересного мы сегодня с вами узнали? Какими же свойствами обладает вода? Дети: (вода прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаха, текучая, без формы).
Сегодня вы были настоящими учеными. Удачно провели все опыты. И в группе вас ждет награда.