Детский сад 82 г.Томск - Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Нужная и важная вода» /для детей старшей группы/

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Нужная и важная вода» /для детей старшей группы/

Категория: Конспекты занятий Создано: 10.07.2021

Цель: углубление и обобщение знаний и представлений детей о воде Образовательные: расширить представления детей о свойствах воды,       формировать у детей умение проводить несложные опыты с водой, отгадывать загадки.

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой;

мышление, внимание, память, любознательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей. Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Материал: для опытной работы- Халаты, шапочки, пластиковые стаканы по 2 шт. (с надписью 1,2) салфетки, камешки, пуговицы, блюдца, кусочки льда. Ароматизированное масло, ложечки. Презентация.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка (игра – импровизация) анализ, подведение итогов.

Интеграция образовательных областей:                                                                                   Речевое развитие.                                                                      Познавательное развитие: ознакомление с миром природы;                                 развитие познавательно – исследовательской деятельности»,                      Социально – коммуникативное развитие: формирование основ безопасности, социализация.                                                                                                              Физическое развитие .                                                                                           Художественно –эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.                                                                         2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».                                                         3. Использование игр о воде«Какая бывает вода?»«Четыре

 

стихии»«Разрезные картинки».                                                                                     4. Чтение художественной литературы по теме «Вода».                                                 5. Наблюдение за водой на прогулке.                                                                            6. Наблюдения в природе (агрегатное состояние воды).                                                                                                                           7.Отгадывание загадок о природе, воде.

Ход НОД:

Дети входят в группу.                                                                               Воспитатель:                                                                                                                    Сядем рядышком, по кругу,                                                                                 Скажем "Здравствуйте!" друг другу.                                                                                       Нам здороваться ни лень:                                                                                                                 Всем "Привет!" и "Добрый день!";                                                                                         Если каждый улыбнётся –                                                                                                     Утро доброе начнётся.                                                                                                Доброе утро я вам говорю,                                                                                       Доброе утро! Я вас всех люблю!                                                                              Желаю вам хорошо заниматься.                                                                               Слушать внимательно, ума набираться.

Воспитатель: Ребята я вам сейчас загадаю загадку, а вы ее попробуйте отгадать.

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,                                                              

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды — жить нельзя нам без…

Дети: Воды.                                                                                                                      Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я сегодня хочу вас пригласить в лабораторию? где мы с вами поиграем в ученых, исследователей.  Я буду учёный- Водичкин, а вы весёлые капельки. Воспитатель : Ребята скажите, вы знаете кто работает в лабораториях? 

Дети: (ученые).                                                                                         Воспитатель: Что они делают в лабораториях?                               

Дети: (проводят опыты) 

Воспитатель: Правильно дети. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. Вот мы сегодня с вами ознакомимся с опытами и выводы обязательно зарисуем.                            Воспитатель: Но чтобы узнать тему нашего исследования, нам надо разгадать загадки, которые я вам приготовила.                                               Воспитатель: Вот первая загадка.

Закройте глаза. Сейчас я вам что- то положу в ладошку, а вы крепко ее зажмите и отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).

(Положить каждому ребенку в ладошку кусочек льда).

Воспитатель: Вот вторая загадка — звуковая.                                      Послушайте внимательно. (Шум морского прибоя, всплеск волн). Запись. Воспитатель: Вот третья загадка

На ноге стоит одной                                                                                                             Крутит, вертит головой                                                                                                         Нам показывает страны,                                                                                                     Реки, горы, океаны.                                                                                                        Дети: (глобус)                                                                                                               Сюрпризный момент: Около глобуса лежит письмо ( от Лунтика) Воспитатель: Оно от Лунтика. Сейчас я его вам прочитаю:                                     «Дорогие ребята! Я с друзьями хочу прилететь к вам в гости на Землю, но нам многое неизвестно и непонятно-нужна ваша помощь. Мы считаем, что на вашей планете есть то, чего нету у нас на Луне.                                                         Ну, что Капельки поможем Лунтику узнать, что на нашей планете есть, а чего нет на Луне.                                                                                                                               Дети: Да, поможем.                                                                                             Воспитатель: А что такое глобус?                                                                                   Дети: (Глобус – это модель Земли).                                                                     Воспитатель: Правильно капельки, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.                                                                                                                      Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем?                                     Дети: (синий, желтый, зеленый, коричневый).                                                                                                                        Воспитатель: А какого цвета на глобусе больше?                                                                      Дети: (голубого или синего)                                                                                                                 Воспитатель: А как вы думаете, что изображено на глобусе голубым цветом?                                                                                                                      Дети: Голубым цветом обозначены  реки, озера, моря и океаны.       Воспитатель: А что находится в реках, морях, океанах?                             Дети: Вода.                                                                                                 Воспитатель: значит голубым цветом на глобусе показано больше воды.

Воспитатель: Капельки, а где можно встретить воду?                                                            Дети: Вода есть в кране, в тучке.                                                                                  - Вода есть в бассейне.  - Вода есть в луже, в организме.                                                        

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Без воды мы не можем жить и все живое на планете не может существовать без вод.                                                                                                                      Воспитатель: А сейчас скажите мне: что было у вас в ладошке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?                                                                                                                     Дети: (о воде).

Воспитатель: Да верно, это был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Сегодня будем проводить опыты с водой и исследовать ее свойства и знакомить Лунтика с опытами.

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?                                                                                                                   Говорят она везде!                                                                                                               В луже, в море, в океане                                                                                               И в водопроводном кране                                                                                               Как сосулька замерзает,                                                                                                  В лес туманом заползает                                                                                               На плите у нас кипит,                                                                                          Паром чайника шипит.                                                                                               Без нее нам не умыться,                                                                                                Не наесться, не напиться!                                                                                     Смею вам я доложить,                                                                                        Без воды нам не прожить.

Воспитатель: А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды

Дети: (ответы детей).                                                                                           Воспитатель: Капельки, посмотрите и скажите для чего вода нужна человеку. живым объектам, изображённым на ваших картинках (растениям, животным?)                                                                                                                (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Беседа «Какая бывает вода»- Ребята, как вы думаете, какая бывает вода?                                                                                                                              Дети: (Газированная, минеральная, горячая, холодная, морская, океаническая, речная, родниковая, болотная).                                                 Воспитатель: А вы в море купались? (да купались). - Какая вода на вкус в море                                                                                                                        Дети: (солёная).                                                                                         Воспитатель: Её можно пить                                                                              Дети: (нельзя).                                                                                                                           Воспитатель: Если купаться в морской воде или полоскать горло морской

водой – то реже будешь болеть.                                                                                      -Морская вода это «хорошо» или «плохо»(элементы ТРИЗа                         (хорошо- лечебная, плохо- нельзя пить)                                                                                                 -можно купаться, нельзя варить суп,                                                                         -приятно смотреть, когда штормит).

Воспитатель: А теперь мы с Вами поиграем.

Игра «Кому нужна вода? »                                                                       Воспитатель:- Как вы думаете, что это?                                                                     Дети: (это озеро)                                                                                             Воспитатель:- А это что у озера?                                                                              Дети: (это маленькие ручейки) .                                                                   Воспитатель:- Давайте подберем картинки: «Кому нужна вода?, почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к ручейкам и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т. д.)                                                                                                     Воспитатель: Капельки , а сейчас мы с вами пройдем в нашу волшебную лабораторию на опыты. Проходите, Не забывайте правила безопасности при работе: - аккуратно пользуйся емкостью для воды, своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, вытирайте разлившуюся на стол воду салфеткой.                                                          

Опытно-исследовательская деятельность.

  1. Опыт «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель: А как вы думаете, у воды есть вкус?                                     Воспитатель: Давайте попробуем её на вкус.                                                       Дети: Вода не имеет вкуса                                                                               Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось?                                                                                            Дети: (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.   Воспитатель: А если мы добавим в воду соль. Какая она будет на вкус? Дети: (солёная).                                                                                               Воспитатель: А теперь снова попробуйте воду в стаканчике с №1. Есть ли у неё вкус? Какой вывод мы можем сделать? 

Дети: (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)                                                                     Воспитатель: Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.                                                                                                        Воспитатель: А как вы думаете, имеет ли вода запах? Давайте проверим.

 

  1. Опыт «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Капельки, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет?     Дети: Вода не пахнет                                                                                                                     Воспитатель: А если мы добавим в воду соль. Какая она будет на вкус?

Дети: (ответы детей ,соленая)

 

 

Воспитатель: Теперь я добавлю вам в стаканчик капельку ароматизированного масла, а вы перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? Чем она пахнет 

Дети: (вода изменила запах).

Вывод: вода не имеет запаха.

Физкультминутка: « Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

  1. Опыт «Вода не имеет цвета»

Воспитатель: Капельки, что обозначает слово «прозрачный»?

Дети: (ответы детей)                                                                                                                      Воспитатель: Перед вами набор мелких предметов: пуговицы, камешки.                                                           Докажите, что вода стоящая перед вами в стакане, прозрачная.

Опустите предметы в стакан с водой. (Дети бросают в воду предметы, они видны.)                                                                                                                                Воспитатель: Загляните в стакан. Что вы видите в нем?                                                                 Значит какая вода?                                                                                                                           Дети: (прозрачная).                                                                                    Воспитатель: А может вода поменять цвет?                                                             Капельки, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось?                                                                            Дети: (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды) .                                                                                     Воспитатель: Давайте, теперь сравним воду и молоко.                                                 Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в  оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?                                                                                         Дети: Я  думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.                                      - А я считаю, что ложка будет видна  в стакане с молоком.                   Воспитатель: Проверим. Опускаю ложку  в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?                                              Дети: В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.   Воспитатель: Какой вывод можно сделать?                                                                                  Дети: (ответы детей) .                                                                                       Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

  1. Опыт «Вода не имеет формы»

Воспитатель: А теперь давайте перельём воду из стакана в «блюдца». Обратите внимание. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды. – Значит, что мы можем сказать о форме воды?                                                                                                              Дети: Вода не имеет формы.

Воспитатель: А какое свойство воды мы использовали, что бы провести этот опыт?                                                                                                                     Дети: Вода жидкая и может литься, течь и принимать форму того сосуда в который мы ее налили.)                                                                                  Воспитатель: Капельки, а сейчас мы с вами сделаем плакат-памятку , какими свойствами обладает вода, и отправим его Лунтику.

Рефлексия:

Воспитатель - Капельки, наше исследование подходит к концу. Что интересного мы сегодня с вами узнали? Какими же свойствами обладает вода?                                                                                                                                   Дети: (вода прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаха, текучая, без формы).

Сегодня вы были настоящими учеными. Удачно провели все опыты. И в группе вас ждет награда.

Яндекс.Метрика