Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Кормушка для младших братьев»
Воспитатель Пешкова Лариса Сергеевна
Цель: Формирование экологической культуры у детей
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
- устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
Развивающие:
- развивать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
- развивать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели; диалогическую речь;
- совершенствовать умение согласовывать существительного с прилагательным.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
- вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Методические приемы: художественное слово, беседа, вопросы-ответы. Рассматривание репродукции картины, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ работ, рефлексия.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: клест, свиристель; зимующие птицы; перелётные птицы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций; чтение книг и рассказов; загадывание загадок; наблюдения; беседы. Рисование птиц, аппликация, лепка.
Оборудование к занятию:
Бумага; Ножницы; Клей.
Ход ОД:
Звучит музыка «Времена года» П.И. Чайковского.
Дидактическая игра «Угадай, какое это время года».
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Благининой.
Скоро белые метели снег подымут от земли.
Улетели, улетели, улетели журавли
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел…
Воспитатель: У нас сегодня очень интересная беседа будет, и мы поговорим о…
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это – ...
Ответы детей (птицы).
Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах. Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение:
А. Я. Яшин
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть,
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что страшнее птицам холод или голод?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же, голод. Кто же может помочь птицам зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: Человек. И мы с вами тоже можем помочь нашим маленьким друзьям. А как мы поможем им?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, я смастерила кормушку для птиц. Посмотрите, вот что у меня получилась.
Воспитатель показывает детям “Кормушку”.
Воспитатель: Сейчас предлагаю отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.
- Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...(воробей).
2.Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит...(сорока).
3.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
4.Чернокрылый,
Красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Воспитатель: Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.
Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки:
Дидактическая игра: «Угадай, кто как кричит?»
Кар-кар! (ворона).
Чик-чирик, чив-чив! (воробей).
Ча-ча-ча! (сорока).
Свири-свир! (свиристель).
Цок-цек, цок-цек! (клёст).
Рюм-рюм-рюм! (снегирь).
Синь-синь-синь! (синица).
Воспитатель: Молодцы!
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели,
Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев,
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог -
Прилетело семь сорок.
Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
- Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
- Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;
- Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Запомнили? Давайте повторим эти правила.
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас выходите, вставайте в круг, и давайте поиграем.
Игра называется «Угадай, перелётная или зимующая эта птица».
Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а вы будете говорить перелётная это птица или зимующая.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю всем вместе, смастерить ещё кормушки для наших маленьких друзей.
Проводится продуктивная деятельность детей.
Рефлексия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах, как мы можем им помочь зимой. Смастерили чудесную кормушку для птиц. Вы рады, дети? Что вам понравилось больше всего на занятии? А что было сложного на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм о зимующих птицах.