Конспект логопедического занятия «Зимушка-зима»
Черняева Светлана Николаевна,
учитель – логопед
Цель: уточнить и закрепить представления детей по теме «Зима».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;
- Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»: учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие:
- учить использовать предлоги «на, с, в», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;
- учить правильнее и точнее выражать свои мысли;
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную моторику, координацию речи с движением;
- развивать речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные:
-Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: игрушка снеговик, наборное полотно, картинки с изображением зимы, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, сюжетная картина «Найди ошибки художника»
Ход:
- Оргмомент.Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.
Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.
(Дети встают в круг)
- Здравствуйте, ребята. Какой сегодня хороший день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)
А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать вот эта снежинка. (Дети передают снежинку, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра: « Доброе утро, Саша! Доброе утро, Настя!»
- Введение в тему.
- Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года?
- А как вы узнали, что к нам пришла зима? - Послушайте загадку и отгадайте. «Он из снега одного, из морковки нос его. Чуть тепло – заплачет вмиг и растает…» (снеговик) - Конечно, снеговик. Он написал письмо деду Морозу о зиме и хочет, чтобы мы посмотрели его и проверили. Давайте поможем снеговику. - Игра «Найди ошибки». (Дети находят и называют ошибки художника.) - Посмотри, Снеговичок, сколько ошибок ты сделал. Ты, наверное, очень мало знаешь о зиме. Мы с ребятами тебе о ней расскажем. Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.
- Артикуляционная гимнастика : - Снова к нам зима пришла, Много снега принесла. (Положить язык на нижнюю губу,удерживать его неподвижно) - Чтобы с горки прокатиться, Сначала надо потрудиться. (Рот открыт, кончик языкаупирается в нижние зубы,среднюю часть языка выгнуть горкой) - Катим, катим снежный ком Будим строить снежный дом. (Надуть щеки и удерживать их несколько минут) - Мы смеялись, мы играли, -Ну а ручки замерзали, -Надо ручки пожалеть, Надо ручки нам погреть. (Поднести ладони к лицу и выдохнуть со звуком Х) - Ветер дует, снег валит, Нам домой идти велит. (Растянуть губы в улыбку, пустить холодную струю)
- Беседа о зиме.
- Ну, вот, наш язычок готов рассказывать о зиме. Садись, снеговичок, и слушай.
- Ребята, сейчас мы с вами расскажем снеговику, что бывает зимой, что происходит в природе? Для этого вы отберете картинки, на которых изображены зимние явления и расскажите о них.
(Рассказы детей по картинкам.)
- Игра «Какой? Какая? Какие?»
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.
- Зима какая? – …(холодная, снежная, морозная, …).
-Снег какой? –… (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).
- День какой? – … (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
- Лед какой? – …(холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
- Сосулька какая? – …(холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
- Снеговик (какой?) – …(большой, белый, круглый, веселый…).
- Упражнение «Снежинки».
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (Каждому ребенку дать снежинку на ниточке.)
- Давайте заставим наши снежинки, кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Во время выполнения упражнения следить,чтобы дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)
- Дидактическая игра «Подбери слова».
- Ребята, зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Когда я смотрю в зимнее окно на кружение снежинок, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения. Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например:
Кружится балерина – кружатся снежинки.
Летит птица – летит … снег.
Дует человек – дует … ветер.
Завывает волк – завывает … вьюга.
Злится злодей – злится … мороз.
- Физкультминутка «Зима».
- Давайте немного отдохнём.
Наконец пришла зима, (встать, руки в стороны)
Стали белыми дома, (руки над головой, ладони вместе)
Снег на улице метёт, (движения руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (изобразить, как будто подметаешь)
Мы катаемся на санках, (присесть)
Пишем на катке круги, (руки за спину, повороты вокруг себя)
Ловко бегаем на лыжах, (шагать, как на лыжах) играем все в снежки! (слепить снежок и бросить его вдаль)
- Игра «Какое слово лишнее?»
- Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.
- Каток, платок, каток, каток.
- Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
- Снежок, снежинка, нежный, снеговик.
- Упражнение «Закончи предложение».
- Ребята, давайте поиграем с нашим гостем. Он будет говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово СНЕГОВИК.
- Мы решили слепить…(снеговика).
- Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
- Мы показали соседям нашего…(снеговика).
- Мы играли с нашим …(снеговиком).
- Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
- Молодцы, ребята. А теперь давайте все вместе произнесем четко слово снеговик, а затем прохлопаем его.
- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его. (Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.)
- Собери картинку.
- Вот мы и рассказали Снеговику о зиме. Я думаю, теперь он сможет написать деду Морозу письмо. А чтобы ему все точно описать, давайте подарим ему картинки, которые мы сейчас соберем. (Дети собирают картинку о зиме.)
- В благодарность за то, что мы помогли ему, он каждому из нас дарит свой портрет, который мы сможем нарисовать и раскрасить.
- Итог занятия.
- Давайте попрощаемся со снеговиком и вспомним, о чём мы говорили на занятии?
- Что вам понравилось?