Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе «Домик для Гном Гномыча»
Бессуднова Наталья Геннадьевна, воспитатель
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с предметным миром (название, функция назначение, свойства и качества предмета), умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Развивающие: развивать умение у детей различать и называть качества предметов (камня и ваты);
формировать у детей навыки экспериментирования, умение находить мягкие и твердые предметы в пространстве группы;
Активизировать в речи слова: «легкий», «тяжелый», «твердый», «мягкий», «белая», «мягкая», «легкая», «воздушная».
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания;
продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие».
Оборудования и материалы: сказочный персонаж Гном Гномыч, письмо , 2 корзинки с камешками и ватой. У воспитателя для опыта: корзинка с камешками и ватой, стакан с водой, блюдце и ложка, презентация «Танцующие гномики».
У детей на столах: подносы с камешками и ватой, стакан с водой, два блюдца и ложка, салфетки.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках. Трудовые поручения в группе. Дидактические игры на классификацию свойства предметов, игра «Из чего это сделано», игра «Волшебный мешочек». Беседы с рассматриванием картинок, рассказывание сказки «Три поросенка». Изготовление детьми аппликации «Солнышко».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: предлагаю детям встать в круг.
«Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Вам мы рады, как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!»
Дети здороваются с гостями. (Здравствуйте! С добрым утром.)
Воспитатель: (вопрос к детям) Ребята, а когда у вас бывает хорошее настроение ? (Ответы детей: когда с нами происходит что-то хорошее; когда мама покупает новую игрушку; когда мы с мамой и папой идем в гости... У нас сегодня прекрасное настроение, мы улыбаемся и очень рады, что к нам пришло столько много гостей.) Ребята, вы хотели бы поделиться своим хорошим настроением с другими? (Ответы детей). Мы с вами сделали «улыбки-солнышки», давайте подарим их нашим гостям! (Дети дарят «солнышки»). Теперь и у наших гостей хорошее настроение!
Воспитатель: (предлагаю детям присесть на ковре.)
Обращаю внимание на письмо. Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей). (На конверте изображены лиса и заяц), кто мог нам его прислать? (Ответы детей). Давайте его прочитаем: «Жил-был в лесу Гном Гномыч. Гуляя по лесу, нашел он старую шляпу и сделал из нее домик. Тепло и уютно было гному в этом домике. Но однажды подул сильный ветер и унес шляпу. Остался Гном Гномыч опять без домика. Сидит он в лесу на пенечке грустный, замерз. Пробегали мимо лисичка и зайчик, лиса посоветовала гномику построить домик из ваты, а зайчик из камешков. Просим, вас, ребята,помочь гномику определить: из чего же лучше построить домик - из ваты или камешков». А вы, ребята, как считаете? (Предположения детей).
Воспитатель: (обращаю внимание детей на стук в дверь) .Ребята, кто-то к нам пришел? Заношу игрушку- Гном Гномыча и две корзинки : одна с ватой, а в другой лежат камни. Гном Гномыч здороваетя в детьми.
Здравствуйте,ребята:
К волшебникам ,конечно же, мечтаю я попасть
Вы меня с собой возьмите и лабораторию свою мне покажите».
Гномик: ребята, помогите мне исследовать камни и вату. Ведь домик мне нужен очень крепкий, теплый и уютный. У меня есть все материалы для эксперимента, но в лесу это сделать невозможно.
Воспитатель: Предлагаю детям пригласить Гном Гномыча в нашу
лабораторию
Воспитатель: Гном Гномыч, приглашаем тебя в лабораторию, будешь наблюдать как проводят опыты дети и внимательно их слушать.
Предлагаю детям поднять корзины с камнями и ватой, определить, какая тяжелее, а какая легче. Дети, как вы считаете, кто из вас должен нести тяжелую корзину, а кто легкую? Почему?
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки беритесь.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
И закрыв на миг глаза,
Вам покажем чудеса.
Воспитатель: вот и лаборатория. Сейчас мы с вами превратимся в ученых, наденьте, пожалуйста, шапочки и занимайте места.
Напоминаю о ТБ в лаборатории.
1.Исследование камней ( цвет, форма, величина)
Воспитатель: давайте начнем исследование с камней. Предлагаю взять камень в руки. Рассмотрите их. Какого они цвета? (Ответы детей). Возьмите в руки лупы и рассмотрите получше. Сожмите в ладошке, мнется камень? Почему?(Ответы детей). Попробуйте его разломить. Ломается? (Ответы детей) Что вы сможете сказать о камне? (Ответы детей: твердый, крепкий).
Предлагаю детям взять по одному камешку в руку.
Пальчиковая игра:
В руки камешки мы взяли.
Друг о друга постучали,
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так,
Не разбить их нам никак!
Вывод: Значит камни – крепкие.
Попробуйте подуть на него. Что произошло с камнем? Слетел с ладошки? (Ответы детей). А почему? (Ответы детей). Какой вывод можно сделать?
(потому что он тяжелый ).
Ребята, вы исследовали камни и скажите какие они (камни твердые, тяжелые, крепкие. )
2.Исследование ваты.
Предлагаю детям взять вату, рассмотреть, потрогать ее, сжать, определить на ощупь? (Ответы детей). Какого она цвета? (Ответы детей). Попробуйте подуть на нее, что с ней произошло, летает? (К кусочкам ваты прикреплены ниточки) (Ответы детей). Почему? (Ответы детей: потому что легкая, воздушная. Ребята, а как вы думаете, вата рвется? Давайте проверим. Подвожу детей к выводу: вата белая, мягкая, легкая, воздушная.
3.Сравнение камня и ваты.
Предлагаю положить на одну ладошку камень, а на другую вату. Какой можно сделать вывод? А теперь сравним их вес на весах: на одну чашу весов положим камень, а на другую чашу весов положим вату. Что тяжелее?
Вывод: камень тяжелее ваты. Камень –тяжелый, а вата- легкая
Воспитатель: Ребята, Гном Гномыч устал и хочет с вами потанцевать.
Физкультминутка «Танец гномиков».
(использование компьютера, презентация «Танцующие гномики»)
Воспитатель: Гному очень понравилось, как вы танцуете, предлагаю вам пройти в лабораторию.
4.Опыт «Намочи камень и вату». Сейчас, Гном Гномыч, мы будем проводить опыт с камнем и ватой. Предлагаю положитеькамешек на блюдце, набрать в ложечку воды и полейте на него. Что произошло с водой? (Ответы детей). Вся вода с камешка стекла на блюдце. А почему? (Ответы детей). Потому что он гладкий (рассматривают камень и делают вывод)
А теперь положите вату на другое блюдце и так же полейте ее водой. Что стало с ватой? (Ответы детей). Она вся промокла. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Камень – гладкий и твердый, поэтому вода с него стекает; а вата мягкая, пушистая, поэтому она впитывает воду.
Опустите камень в воду, что произошло? (Ответы детей). Теперь опустите вату в воду, что произошло? (Ответы детей).
игра «Найди в группе твердые и мягкие предметы»
Воспитатель: Ребята, подскажите Гном Гномычу, из чего же ему нужно строить новый домик. Из камешков или из ваты? (Ответы детей). А почему? (из камешков). Потому что они твердые, крепкие и не боятся воды. И домик будет прочным, теплым и уютным. А домик из ваты может улететь, когда подует ветер, или промокнет под дождем.Теперь Гном Гномыч знает из чего же нужно строить дом.
6.Выкладывание по контуру домика из камней.
Предлагаю детям построить домик Гному. На листе ватмана нарисован домик, давайте по контуру выложим камушками ему домик. В домике есть окно его, мы сделаем тоже. (Работа детей) Вот мы и построили новый домик для Гнома. Вместе мы справились с трудным делом.
Мы построили для Гнома
Прочный домик из камней,
Чтобы было ему теплей,
Камни эти непростые,
Все красивые, цветные!
Ты живи в нем много лет
Без печали и без бед!
Ребята, а Гном Гномыч вас благодарит и принес вам в подарок вот книгу: «Кто прячется в лесу», чтобы вы могли проводить дальнейшие интересные опыты и эксперименты. В ней находятся три «волшебные лупы». Если посмотреть сквозь зеленую «лупу» -все выглядит неподвижным;
Если посмотреть сквозь фиолетовую «лупу»- оказывается, в лесу есть жизнь!
А если взглянуть через красную «лупу»- появляются новые картинки ,а некоторые исчезают.
Предлагаю поблагодарить Гнома за подарок.
Воспитатель: Ребята, чем вы занимались в лаборатории? Что было труднее всего сделать? Какой опыт был для вас самым интересным?