Конспект НОД "Приключения колобка"
Даньшина Анастасия Валерьевна, воспитатель
Образовательные задачи:
- закреплять представление о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник, овал;
- упражнять в умении соотносить предметы между собой по величине (большой, средний, маленький);
- упражнять в умении классифицировать предметы;
- упражнять детей в отгадывании загадок;
- совершенствовать умение лепить округлую форму круговыми движениями ладоней, дополнять изображение мелкими деталями;
Развивающие задачи:
- развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать логическое мышление;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- формировать умение анализировать сказанное воспитателем;
- формировать навык самооценки и самоконтроля.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятию, вызвать желание выполнять несложные задания;
- воспитывать усидчивость, любознательность.
Методы и приёмы: использование демонстрационного и раздаточного материала, вопросы к детям, пояснения, поощрение, активная деятельность детей, создание игровой ситуации.
Оборудование:
- овощи: картофель, морковь, кабачок, огурец;
- фрукты: яблоко, слива, груша;
- настольный кукольный театр: три медведя;
- геометрические фигуры: плоскостные – треугольник, круг, квадрат, овал;
- игрушка – колобок;
- раздаточный материал на каждого ребёнка: набор геометрических фигур, картинки с частями суток, пластилин, влажные салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня отправимся в сказочное путешествие. Хотите?
Но сначала к нему надо подготовиться.
Воспитатель и дети выполняют самомассаж.
Вы готовы, глазки?
Да! (Поглаживание век).
Вы готовы, ушки?
Да! (Прикладывание ладоней к ушам).
Вы готовы, ручки?
Да!(Поглаживание кистей рук).
(Хлопки в ладошки)
Вы готовы, ножки?
Да! (Притопывание).
Вы готовы? (Развести руки в стороны).
Да! (Обнять себя руками).
Воспитатель: Посмотрите, нас уже ждет автобус, (стоят стульчики парами) усаживайтесь поудобней.
Колёсики, колёсики
По кочкам тарахтят
Везут в деревню «Сказкино».
Компанию ребят.
Воспитатель: Вот мы и на месте
По дорожке мы пойдём,
Прямо в сказку попадём.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?
Дети: да, Теремок, Колобок, Репка, Три медведя
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы её отгадаете.
Прямо с полки, за порог…
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок,
Кто же это?
Дети: Колобок.
Воспитатель: Правильно, ребята! А вы знаете эту сказку? Кого повстречал колобок на своём пути?
Дети: зайца, волка, медведя, лису.
Воспитатель: Вот сегодня мы познакомимся с новой сказкой о колобке, который любит математику.
Жили-были дед да баба, испекла баба Колобка. Как она его пекла?
Пальчиковая гимнастика. «Слепили колобка».
Мы лепили колобка (Дети сжимают и разжимают ладони)
Тесто мяли мы слегка (Дети сжимают и разжимают пальцы)
А потом его катали («Катают» колобок)
На окошечко сажали (Раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг, да прыг (Стучат по ладоням пальцами)
Укатился озорник (Резко разжимают ладони).
Воспитатель: Ну, а где же он? Давайте его поищем. (Дети подходят к ширме, открывают окошко, где сидит колобок)
Воспитатель: Вот он наш колобок! Ребята, а какой он?
Дети: Круглый, красивый, весёлый, румяный и т.д.
Воспитатель: Давайте его возьмём. (Воспитатель берёт колобка на руки, но «обжигается»).
Воспитатель: Ой, он горячий, я обожглась! Что же делать? Ребята, давайте на него подуем, чтобы он поскорее остыл.
Дыхательная гимнастика:
Дети дуют на колобка, чтобы он «остыл».
Воспитатель: Вот теперь он остыл. (Воспитатель берёт колобка на руки, колобок начинает говорить)
Колобок: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Я рад вас видеть, а вы хотите со мной отправиться в интересное путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Катится колобок, а навстречу ему заяц.
Я зайчик маленький,
Я зайчик серенький.
Прыг-скок, прыг-скок,
Помоги мне, дружок.
Моя мама зайчиха решила сделать варенье на зиму и послала меня в магазин за фруктами, а я не могу разобраться – где овощи, а где фрукты. Колобок, ты мне поможешь?
Колобок: Ребята, поможем зайке разобраться?
Дети: Поможем!
Воспитатель показывает по очереди овощи и фрукты, дети, называя принадлежность к овощам и фруктам, называют геометрическую форму (на какую фигуру похоже) и цвет.
Обрадовался заяц, что Колобок с ребятами помогли ему, и сказал:
- Спасибо.
И побежал домой.
Покатился Колобок дальше, а мы с вами немного отдохнём…
Физкультминутка:
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос (Потягивания - руки вперёд).
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают (Бег на месте).
Вот голодная лиса (Ходьба на месте).
Грустно смотрит в небеса (Потягивания – руки вверх).
Тяжело вздыхает (Глубокие вдох и выдох).
Садится, отдыхает (Дети садятся.)
Катится Колобок, а навстречу ему серый волк:
Я – серый волк,
Я зубами щёлк да щёлк!
В тёмный лес попал я вдруг,
Ели там растут вокруг.
Колобок, помоги мне выполнить задание, а то я тебя съем. Я поспорил с друзьями, что ночью гуляют, вечером идут в детский сад, днём ужинают, а утром ложатся спать.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем колобку, чтобы волк его не съел.
Воспитатель: Когда мы идём в садик?
Дети: Утром
Воспитатель: А когда обедаем?
Дети: Днём
Воспитатель: А домой когда из садика идём?
Дети: Вечером
Воспитатель: А спать когда ложимся?
Дети: Ночью
Дидактическая игра «Покажи соответствующую картинку».
(Воспитатель называет части суток, а дети показывают соответствующую картинку).
Воспитатель: Ребята, мы помогли волку, и он нам говорит «спасибо».
Колобок: Ну, а мы пойдём дальше.
(Воспитатель берёт колобка на руки, и вместе с детьми идут под музыку, говоря такие слова):
По ровненькой дорожке, шагают большие ножки,
По ровненькой дорожке, шагают маленькие ножки
(Подходят к ширме, где сидят три медведя)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а к кому это мы пришли в гости?
Дети: К медведям.
Колобок: А из какой они сказки, вы знаете?
Дети: Три медведя.
Воспитатель: А как их зовут?
Дети: Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка.
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята! Давайте их поставим по росту, начиная с самого высокого. (Воспитатель обращается к каждому ребёнку, просит поставить правильно).
Дети: Самый высокий – Михайло Потапыч.
Низкий – Настасья Петровна
Самый низкий – Мишутка
Колобок: Молодцы ребята, всё правильно.
Медведь просит колобка помочь ему отгадать загадку и построить домик для себя и его друзей.
Загадки.
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня…
Дети: Квадрат
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углу,
То скорей подскочишь сам
Дети: Треугольник
Воспитатель: Ребята, загадки вы умеете отгадывать, а что можно построить из этих геометрических фигур?
Дети: Домики
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю самим построить домики для медведя и его друзей. Медведь один – ему построим маленький домик, друзей много – им построим большой домик.
Воспитатель: У вас на столе лежат квадраты и треугольники разной величины. Какой мы будем делать домик для одного медведя?
Дети: Маленький
Воспитатель: Какой вы возьмёте квадрат, большой или маленький?
Дети: Маленький
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Коричневый
Воспитатель: Какую вы возьмёте крышу?
Дети: Маленькую
Воспитатель: Какого она цвета?
Дети: Красного
Воспитатель: Теперь будем строить домик для друзей медведя. Какой мы будем делать домик для друзей?
Дети: Большой
Воспитатель: Какую фигуру вы возьмёте? большой или маленький?
Дети: Квадрат, большой
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Желтого
Воспитатель: Какую вы возьмёте крышу?
Дети: Большую
Воспитатель: Какого она цвета?
Дети: Зеленого
Воспитатель: Медведь очень рад, что вы ему помогли. Он говорит Колобку и вам, ребята, «спасибо» и хочет с вами поиграть.
Физкультминутка «У медведя дом большой».
У медведя дом большой,
Ой-ой-ой (тянутся руки вверх).
А у зайки маленький,
Ай-ай-ай (приседают).
Мишка сам пошёл домой,
Ой-ой-ой (Шагают на месте).
Покатился Колобок дальше и встретил лису:
Колобочек, мой дружочек!
За тобой бежать нет мочи!
Колобок, колобок, я тебя съем!
Воспитатель: Лисичка, не ешь колобка. Лучше посмотри, что мы будем делать. Мы с ребятами слепим для тебя колобков. Чтобы тебе в лесу не было скучно и было с кем поиграть играть. (Дети лепят колобка).
Воспитатель: Какими движениями вы лепили колобка?
Дети: Круговыми
Воспитатель: Какой формы получился колобок?
Дети: Круглой
Получившихся колобков дети отдают лисе. Лиса говорит, что ей очень нравятся колобки, теперь у неё есть друзья.
Итог занятия:
Колобок: Молодцы, ребята! Вам понравилось путешествовать?
Дети: Да!
Колобок: А что вам больше всего понравилось?
Дети: Путешествие и игры
Воспитатель: Ребята, Колобку было с вами интересно, но ему нужно отправляться домой. (Колобок прощается с детьми).
Колобок – румяный бок.
Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушёл,
По дорожке покатился,
В густом лесу очутился.
С математикой подружился.
Воспитатель: Бабушка и дедушка обрадовались, что колобка никто не съел благодаря нашим умным, сообразительным, ловким, смелым ребятам.
За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать вам спасибо хочу.
За то, что трудились,
За то, что старались,
Сейчас я вас всех угощу.