Конспект НОД «Весна» по познавательному развитию в средней группе
Руслякова Наталья Анатольевна,
воспитатель
Цель: Систематизация первичных представлений о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Образовательная: Закреплять представление сезонных изменений в природе (весна). Активизировать словарь детей по теме весна, развивать связную речь.
Развивающая : Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки.
Воспитательная: воспитание умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом.
Активизация словаря: весна, капель, ручьи, вьют гнезда, проталина, первоцветы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание стихотворения. Беседы, игры, рисование, конструирование.
Развивающая предметно-пространственная среда : столы для выполнения заданий с раздаточным материалом, стенд времена года.
Используемые технологии (методы) : игровая, оздоровительная, поисково-исследовательская.
- Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте поздороваемся!
«Круг-приветствие»
Слева друг, справа друг,
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Молодцы!
Воспитатель:
-Ребята, к нам еще кто-то пришел…
-Вы узнали ее? (Да, это кукла весна)
-Почему же она такая грустная? Давайте узнаем у нее.
Кукла весна :
-Зима не хотела уступать Весне место и заколдовала ее, затуманила ей память. Теперь она не помнит, какие изменения происходят весной в природе. И пока Весна не выполнит, что ей нужно делать, изменений в природе не произойдет. Ребята помогите Весне вспомнить, что происходит в природе с ее наступлением. (Да поможем)
Воспитатель:
-Ребята, чтобы разрушить колдовство Зимы, нам нужно будет выполнить разные сложные задания. Сейчас проверим, готовы ли вы к такому сложному путешествию. Но для начала мы поделимся на группы (вы вытягиваете из мешочка по пазлу и собираете картинки у кого получилась картинка с серым зайчиком - первая группа, у кого картинка с былым зайчиком - вторая группа).
- Основная часть.
Воспитатель:
Времена года.
У вас на столах лежат картинки с временами года. Я вам буду загадывать загадки, а вы должны отгадать их и подобрать нужную картинку.
1)Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем, под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Когда это бывает? (дети - осенью)
2) Снег на полях,
Лед на воде
Вьюга гуляет, метель завывает
Когда это бывает? (дети – зимой)
3) Вот и небо просветлело,
Землю солнышко согрело,
Ручейки в лесу поют и подснежники цветут
Пробудилось все ото сна,
Это к нам пришла….(дети – весна)
4) Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком теплым и не бояться до нитки промокнуть (дети – лето)
Воспитатель:
-А у нас на дворе какое сейчас время года? ( дети: сейчас на дворе весна).
-Правильно, ребята, наступила весна!
Кукла весна :
-Молодцы, вижу, вы готовы к трудному и дальнему путешествию.
-А в какое время суток лучше всего отправиться в дальний путь? (утром, чтобы успеть вернуться).
-Ребята, а чтобы найти и расколдовать Весну, нам нужно пройти по тропе весны. А найти эту тропу нам поможет самый главный помощник весны. Как вы думаете кто это? (загадка про солнышко)
-Высоко по небу хожу,
пользу всему живому приношу (солнышко).
- А какую же пользу приносит солнышко? ( дети: свети, греет, согревает, освещает, помогает расти деревьям, траве)
Воспитатель:
-Посмотрите, какую красоту нам подарило солнышко? (дети – цветы первоцветы). Давайте понюхаем их (дыхательная гимнастика)
Воспитатель: Солнышко, поможет нам к Весне найти дорогу. Но нам нужно лучики солнышку расправить. Нам необходимо вспомнить признаки весны. (дети собирают солнышко и перечисляют признаки весны)
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка "Раз-два"
Мы становимся все выше
Достаем руками крыши.
Раз-два - поднялись,
Раз-два - руки вниз.
Воспитатель:
-Отдохнули? Садитесь на стульчики.
-Давайте, дальше продолжаем рассказывать, что бывает весной. Что еще бывает весной? ( Дети: весной всё просыпается и оживает вся природа, и прилетают птицы.)
Воспитатель:
-Сможете ли вы догадаться, о каких птицах идет речь?
1) Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад - вперед по пашне вскачь
А зовется птица ….(грач)
2) Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек (журавль)
3) Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко
Значит, дождик где-то близко… (ласточка)
4) На шесте веселый дом,
С круглым, маленьким окном.
Чтоб уснули дети
Дом качает ветер
На крыльце поет отец,
Он и летчик, и певец. (скворец)
-Ребята, а давайте повторим, про каких птиц вы отгадали загадки? (грач, журавль, ласточка, скворец) К какой группе они относятся? (к перелётным)
Воспитатель:
Весной у птиц много забот, а самая главная, какая? (ответы детей - это построить дом для своих птенцов). Как называются домики у птиц? (ответы детей).
Пальчиковая гимнастика.
Пять воробьев на заборе сидели,
Один улетел, а другие запели,
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, их трое осталось,
Сидели втроем и немного скучали,
Один улетел, а двое осталось
Сидели вдвоем и снова скучали,
Один улетел и остался один
Один посидел, да и взял, улетел.
Воспитатель:
А сейчас ребята мы с вами поиграем в игру «Птицы». (По команде «птицы» -взмах руками, по команде «гнездо» - дети образуют круг, по команде «скворечник» - дети делают домик над головой).
Воспитатель:
-А, сейчас попробуйте составить рассказ про весну. Если Зиме понравится ваш рассказ может, тогда и вернет она ей память.
У куклы весны есть для Вас подсказка-карта помощница, с ее помощью, вам будет легче составить рассказ. Дети составляют рассказ по картинке - пришла весна. Солнце стало так пригревать, что снег стал таять. Побежал ручьи. Затрещал на реках лед. На деревьях набухли почки. Прямо из-под снега расцвел подснежник. Проснулись насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы, они вьют гнезда, заселяются в скворечники. Просыпаются дикие животные и у них появляются детеныши.
Воспитатель:
-Ребята, вы, молодцы! Справились со всеми заданиями. Мы весну расколдовали! Появляется Весна.
Кукла весна :
-Ах, как долго я без памяти была. Спасибо, ребята, что вы расколдовали меня! Вы очень добрые и умные дети.
-Теперь мне пора в природу весенние изменения вносить. Дел много поспешу…. До свидания, увидимся в природе.
- Заключительная часть.
Рефлексия:
Мы с вами много вспомнили о весне. А сейчас, давайте сделаем портрет весны. И, чтобы она у нас получилась яркая, красивая, выберите одну разноцветную полоску и сделаем ей красивое платье! (Дети выбирают одну разноцветную полоску, отвечают на вопросы воспитателя и прикрепляют к портрету).
1) Что показалось тебе интересным?
2) Что для тебя было трудным?
3) Понравилась ли тебе наша героиня, которая пришла к нам в гости?
4) Какое время года ты любишь больше всего?
Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось, вы молодцы!