Конспект НОД по интегрированной деятельности «Осень» /в подготовительной к школе группе/
Воспитатель Скачкова Наталья Валерьевна
Цель: Закрепление с детьми характерных признаков осени.
Задачи:
Познавательное развитие: развивать способность объяснить причинно-следственные связи между природными явлениями, закреплять представления детей о разных видах деревьев, воспитывать познавательный интерес у детей, любознательность, добрые чувства и бережное отношение к природе.
Социально-коммуникативное развитие: формировать у детей представление о сезонных изменениях в природе, воспитывать любовь к природе, интерес к наблюдениям в окружающем мире.
Речевое развитие: развивать речь, обогащать словарный запас детей по теме «Осень», «Деревья», развивать монологическую речь, образное мышление, воспитывать интерес к художественному слову, развивать эмоциональную отзывчивость и внимание.
Физическое развитие: развивать у детей физическую активность, формировать умение координировать речь и движение.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материалы: Магнитная доска, плакат с изображением «Девушки - осени», осенние листья (березовый, кленовый, дубовый, рябиновый, каштановый), мнемотаблица «Осень», мяч.
Оборудование: Простые карандаши, листы с заданиями для каждого ребенка для дидактической игры «С какого дерева листок?».
Методические приёмы: беседа, художественное слово, сюрпризный момент, рассказ с опорой на мнемотаблицу, загадки, дидактические игры, физкультминутка, игровая проблемная ситуация, рефлексия.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, отгадайте, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Ребенок читает стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Правильно, мы будем с вами говорить об осени. Посмотрите на доску, к нам в гости пришла Осень.
(На магнитной доске размещен плакат с изображением «Девушки-осени» на доску)
О каком месяце говорится в стихотворении? (Ответы детей). Какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Однажды осень гуляла по осеннему лесу и собирала букет из листьев, подул сильный ветер и все листики разлетелись.
Ребята, поможем осени вернуть все листики? (Ответы детей).
Воспитатель: Но ветер просто так нам их не отдаст, он приготовил для нас задания! Если справимся, то он вернет букет из осенних листьев.
1 задание. Дидактическая игра «Один – много».
Воспитатель: Ветер предлагает поиграть в игру «Один – много». Для нее вам нужно сесть на стульчики. Я вам называю один предмет, а вы мне говорите во множественном числе.
Лист – листья
Туча – тучи
Лужа – лужи
Зонт – зонты
Облако – облака
Ветка – ветки
Сапог – сапоги
Ягода – ягоды
Гриб – грибы
Дерево – деревья
Воспитатель: Молодцы, вы справились! Какой лист вернул ветер?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, берёзовый. (Прикрепляет на доску березовый лист).
2 задание. Дидактическая игра «Весна – осень скажи наоборот».
Воспитатель: Для следующего задания вам нужно встать в круг.
Игра называется «Весна – осень скажи наоборот». Я кидаю вам мяч и говорю фразу, а вы кидаете обратно и называете наоборот.
Весной природа расцветает – осенью увядает
Весной дожди теплые – осенью холодные
Весной в огороде сажают – осенью убирают
Весной погода ясная – осенью пасмурная
Весной небо высокое - осенью низкое
Весной птицы прилетают – осенью улетают
Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Какой лист вернул ветер?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, кленовый. (Прикрепляет на доску кленовый лист).
3 задание. Ветер приготовил еще одно задание.
Составление рассказа с детьми по мнемотаблице «Осень».
На доске размещена мнемотаблица «Осень».
Воспитатель: Ребята, сейчас посмотрите внимательно на доску, где изображена мнемотаблица. Как вы думаете, о чем рассказывают рисунки в таблице? ( Ответы детей). Вам нужно составить рассказ об осени, опираясь на картинки. Вот такой рассказ получился у меня.
Рассказ
Наступила осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Дует сильный ветер. Осенью листья разноцветные и начали опадать. В лесу можно собирать грибы и ягоды. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме, а некоторые впадают в спячку. Люди собирают урожай и делают заготовки на зиму. Дети надевают шапку, куртку, теплые штаны и ботинки.
А теперь вы попробуйте составить рассказ. Дети по очереди рассказывают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хороший рассказ у вас получился. Какой лист вернул ветер? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, рябиновый. (Прикрепляет на доску рябиновый лист).
А сейчас, ребята, я предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка:
Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся, расставив руки стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают).
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево)
Будто опять закружиться, хотят. (Кружатся на носочках).
4задание. Загадки.
Воспитатель: Я приглашаю вам сесть на свои места. Ветер приготовил нам загадки:
- Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
- Осенью он часто нужен –
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонт)
- Поле осенью промокло.
Но зато созрела свекла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях.
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем? (Урожай)
- Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)
- Пареньку почти семь лет.
За плечами ранец.
А в руках большой букет.
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День знаний)
- Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шапка есть – нет головы. (Гриб)
- В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел – оставил их
Средних, маленьких, больших. (Лужи)
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились? Какой лист вернул ветер? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, дубовый. (Прикрепляет на доску дубовый лист).
Воспитатель: Ветер приготовил следующее задание.
Задание 5. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Воспитатель: Я вас приглашаю сесть за столы.
(На столах разложены листы с заданиями и простые карандаши).
Возьмите, пожалуйста, простые карандаши. Вам нужно соединить линией нужный листик с подходящим деревом.
(Под музыку «Времена года» Вивальди дети выполняют задание). Воспитатель оказывает помощь детям в случае затруднений.
Воспитатель: Молодцы! С последним заданием ветра-проказника вы справились! Какой лист вернул ветер? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ветер вернул каштановый лист. (Прикрепляет на доску каштановый лист).
Рефлексия
О каком времени года мы с вами говорили? Ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Что вызвало трудности? Что вы расскажете родителям о нашей сегодняшней деятельности? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы все сегодня молодцы, справились с непростыми заданиями ветра и вернули букет из листьев осени.
Ребята, смотрите, какой красивый букет мы собрали для осени!