Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию «Осеннее дерево» /для детей средней группы/
Воспитатель Катуева Анастасия Вадимовна
Цель: развитие творчества у дошкольников в процессе выполнения творческого задания и создания пейзажа с помощью разнообразных техник и материалов.
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с кистью, красками, учить правильно держать кисть и аккуратно пользоваться краской;
Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки. Закреплять технические умения;
Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество;
Познакомить детей с новой техникой рисования;
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Развивать память, воображение, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к рисованию,
Прививать умение работать самостоятельно.
Воспитывать бережное и внимательное отношение к объектам природы.
Оборудование:
Тонированные альбомные листы;
коричневая гуашь;
Баночки с водой, клеёнки;
Салфетки, кисточки;
Осенние листики;
Ёмкости с двумя разведёнными красками - жёлтая, красная;
«Втулка» от туалетной бумаги (для создания отпечатков);
Аудиозапись «Осень»;
Иллюстрации различных художников.
Предварительная работа: Наблюдение за листопадом на прогулке. Сбор и рассматривание осенних листьев. Дидактическая игра «С какого дерева лист?», «Найди свою пару». Чтение и разучивание стихотворений об осени. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов об осени.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и покажем свои умения, какие мы воспитанные, ловкие и сообразительные.
Я вам хочу загадать загадку, а вы попробуйте определить, о каком времени года в ней говорится:
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
Воспитатель: Правильно. А вы можете мне назвать, какие изменения происходят в природе осенью?
Дети: Желтеют листья, идут дожди, стало холодно, птицы улетают в теплые края и т. д.
Воспитатель: Как называется явление природы, когда опадают листья?
(Листопад)
Воспитатель: Молодцы, всё знаете. Я хочу прочесть вам стихотворение Ивана Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Воспитатель: Вам понравилось, как писатель говорит про осень? Но не только поэты, но и художники воспевали красоту природы. Давайте посмотрим. (Воспитатель показывает несколько иллюстраций.)
Посмотрите, какие яркие краски: жёлтые, оранжевые и красные листья. На мой взгляд, осень - очень красивое время года. Ребята, а давайте тоже нарисуем красивое дерево? Давайте превратимся в настоящих художников?
Только, прежде чем начать, я хочу вам напомнить про «Королеву кисточек». Она очень меня просила напомнить правила обращения с кисточками. Вы можете мне их напомнить?
Ответы детей – (не оставлять в баночке с водой, снимать излишки воды о край баночки, правильно держать кисточку, набирать краску на ворс)
Воспитатель: С чего мы начинаем рисовать дерево?
Дети: Со ствола.
Воспитатель: Какой краской мы будем рисовать ствол?
Дети: Коричневой краской.
Воспитатель: Ствол рисуем с макушки, кончиком кисточки, очень аккуратно, почти не нажимая на кисть. Потому что макушка тоненькая, а книзу ствол утолщается. Постепенно кисточку «тянем» вниз и начинаем нажимать на неё. Дальше нарисуем ветки. От ствола дерева отходят большие ветки, они все смотрят наверх. А от больших веток, отходят маленькие веточки. Их будем рисовать кончиком кисточки. Ствол мы закрашиваем.
Свои слова воспитатель сопровождает наглядным примером на доске.
(Дети начинают рисовать.)
Воспитатель включает спокойную лирическую музыку.
Как только все дети нарисуют ствол с веточками, воспитатель предлагает немного размяться.
Проводится физминутка.
Ветер тихо клён качает
Влево, вправо наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клён.
Дети выстраиваются по краю ковра, выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель: Хорошо, пора продолжать дальше. Занимайте свои места. А теперь, мы будем рисовать осенние листья. Вот только, я хочу вам предложить порисовать без кисточек. Посмотрите, что у меня есть. Показывает «втулки». При помощи них мы будем создавать настоящую крону деревьев.
С начало нужно опустить край втулки в баночку с жёлтой краской. Она напиталась цветом, а теперь мы будем прикладывать наши втулки к веточкам дерева.
Воспитатель: Так, как мы рисуем осеннее дерево, где ещё будут находиться листики? (Ответы детей) Правильно: около дерева, на земле. Начинаем делать листву около дерева.
Воспитатель помогает детям при затруднении в выполнении задачи.
Воспитатель: Теперь мы переворачиваем втулку и погружаем её в баночку с красной краской. Начинаем прикладывать её там, где вы считаете, не хватает краски.
Дети продолжают рисовать.
В заключении, воспитатель собирает работы детей и вывешивает их на доске.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какая у нас получилась красота. Какое дерево на ваш взгляд получилось самым красивым? (ответы детей). На этом наше занятие окончено.