Конспект непосредственно образовательной деятельности по правовому воспитанию «Права детей» /для детей старшей группы/
Воспитатель1 квалификационной категории
Колупаева Наталья Александровна
Цель: Воспитание правовой грамотности и бережного отношения к своим и чужим правам.
Задачи приоритетной образовательной области:
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитать в детях уважительное отношение к себе и к другим людям.
- Воспитать бережное отношение к своей жизни, здоровью, семье, дому...
- Развивать навыки общения и взаимодействия детей со взрослыми – внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, не отвлекаясь на другие темы и не перебивая друг друга, отвечать полными ответами, соблюдать нормы общения со старшими, принятые в обществе.
- Развивать навыки общения и взаимодействия детей со сверстниками – уметь договариваться, помогать друг другу решать проблемные ситуации, уметь работать в команде сообща, проявлять взаимовыручку, уметь самостоятельно решать конфликтные ситуации, умение соблюдать очередность в игре и в беседе.
- Закреплять и обобщать знания детей о детских правах, используя игры, театрализацию, беседу, викторину.
Познавательное развитие:
- Расширять кругозор по теме Права детей: обобщать имеющиеся знания у детей, развивать способность выделять характерные признаки.
Задачи ОО в интеграции:
Речевое развитие:
- Формировать умение детей отвечать на вопросы, задавать вопросы, делать обобщения, совершенствовать разговорную речь, используя нормы русского языка.
- Обогащать словарный запас по теме Право.
Оборудование для занятия: Солнечный круг, лучи с написанными правами детей (8), картинки со сказками, костюмы и игрушки для театрализации сказки «Три поросенка», сюжетно-ролевой игры «Больница», подвижной игры «Спасатели».
Ход образовательной ситуации:
- Вводная часть:
Воспитатель: - Сегодня мы с вами, ребята, продолжаем говорить о правах ребенка и всех детей в нашем обществе. Мы уже говорили, что права маленьких и взрослых граждан записаны в ЗАКОНАХ, мы их можем почитать в «Конституции России» и в «Конвенции по правам ребенка»(1989).
Наше Солнышко светит ярче и радостнее, когда люди на Земле любят друг друга, уважают, понимают, заботятся о себе и о других.
Посмотрите на Солнышко на доске – сегодня оно нам напоминает своими лучиками ваши права:
Воспитатель или читающие дети читают право на каждом лучике, воспитатель напоминает, уточняет (информация в скобках):
- право на жизнь,
- право на ИМЯ (ФИО),
- право на семью (на любовь и защиту родителей)
- право на здоровье (и медицинскую помощь),
- право на уважение (человеческого достоинства, защита от жестокого обращения),
- право на дом (и гражданство),
- право на образование (и воспитание),
- право на отдых, игру.
Воспитатель задает уточняющие вопросы, дети отвечают, вспоминая и обобщая то, что узнали в саду и дома.
- А когда люди обижают друг друга, дерутся, ругаются, отнимают вещи, дома друг у друга, тогда лучики гаснут, теряются…
- Основная часть:
2.1. Обобщение и анализ материала по теме «Права детей» через игровую деятельность:
2.1.1. Театрализация по Сказке «Три поросенка».
Воспитатель: - Давайте разыграем сказку «Три поросенка»(на новый лад) и посмотрим какие права здесь соблюдаются, а какие нарушаются…
Желающие дети одеваются в костюмы (маски) героев: папа, мама и три поросенка, волк.
Воспитатель читает сказку, дети изображают….
После просмотра обсуждение... Воспитатель называет права на каждом солнечном лучике по -очереди – дети вспоминают отрывок в сказке: как было нарушено или сохранено это право.
Воспитатель: - Посмотрите, почти все лучи слетели, погасли и чтобы их вернуть Солнышку- что нужно сделать? - Дети отвечают….
-Давайте поможем исправить ошибки героев… Рассуждения с детьми…
- право на жизнь… - Дети отвечают: нарушил волк…как нужно было вести себя…? - Дети отвечают….
- право на ИМЯ (ФИО)…- Дети отвечают: не нарушено
- право на семью (на любовь и защиту родителей)…- Дети отвечают: нарушили сами дети – убежали из дома…
- право на здоровье (и медицинскую помощь) )…- Дети отвечают: было нарушено…. поросята (дети) когда от волка убегали - поцарапались, ударились, …нужно было к доктору обратиться..
- право на уважение (человеческого достоинства, защита от жестокого обращения) )…- Дети отвечают: волк их обзывал, злился, ругался, хотел убить и съесть…надо попросить ему прощение
- право на дом (и гражданство) )…- Дети отвечают:дети убежали из дома родителей, построили новые дома, а волк сломал….волк должен дома восстановить или домой к родителям отвести детей…
- право на образование (и воспитание) )…- Дети отвечают: не нарушено – родители поросят воспитывали, учили…
- право на отдых, игру)…- Дети отвечают: не нарушено…поросята много играли и отдыхали…
Лучики возвращают постепенно на место по-очереди…
2.1.2. Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Воспитатель; -Волк должен отвести поросят в больницу- полечить раны…
Желающие дети одеваются в халаты докторов и лечат героев…
Еще один лучик возвращается к Солнышку…
2.1.3. Подвижная игра «Спасатели».
Воспитатель: - К нам ехали герои сказок и попали в беду, их жизням угрожает опасность, давайте спасем их жизни…
2.1.4. Викторина по картинкам из сказок
Воспитатель: -Какие права в сказках нарушены…)…- Дети отвечают…
Викторина «Права литературных героев». (детям предлагается разделиться на подгруппы, и каждая подгруппа отбирает иллюстрации из сказок).
- В каких сказках нарушено право на жизнь? («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Серая шейка», «Баба – Яга», «Жихарка», «Гуси – лебеди» «Три поросёнка», «Красная шапочка».)
- В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища?
(«Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Три поросёнка».)
- В какой сказке эксплуатируют героиню? («Золушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «12 месяцев», «Карабас – Барабас».
- В какой сказке похищают ребёнка? («Снежная королева», «Гуси – лебеди».
2.1.4. Дидактическая игра «Разрешается, запрещается».
Вос –ль: Чтобы закрепить знания о правах детей поиграем в игру «Разрешается – запрещается»
№ 1.
Петь, рисовать и танцевать.
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать -
Это…. (разрешается)
№ 2.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение -
Это …. (разрешается)
№ 3.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают -
Это…. (запрещается)
№ 4.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать - всегда ….(Запрещается)
№ 5.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа ….(Запрещается)
№ 6.
Этот черный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго ….(запрещается)
- Рефлексия.
- Ребята, подведем итоги… вспомним, о чем мы сегодня говорили? -Дети отвечают…
- Что делали, сегодня?
- Что получилось? А, что нет?
- Что узнал нового?
- Что еще хотите узнать нового?