Конспект ОД для старшей группы на тему «Зима»
Воспитатель Даньшина Анастасия Валерьевна
Задачи: Уточнить и систематизировать представления детей о зиме. Формировать умение детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованные дополнения, логически мыслить, чётко формулировать свои ответы и давать их в грамматически правильной форме, составлять распространённые предложения по схематическим картинам. Развивать речь, логическое мышление, память. Воспитывать внимание, доброжелательность, желание оказывать помощь.
Материал: схемы-картинки с зимними сюжетами, иллюстрации с изображением зимних развлечений, ёлки в « снегу».
Ход ОД:
- Воспитатель обращается к детям:
- Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю,
И любите за это
Вы все меня, я...
Дети: лето
Дел у меня немало,
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, белю дома.
Зовут меня ...
Дети: зима
Воспитатель: Правильно, молодцы! А какое же сейчас время года? (Зима). Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
Сегодня мы побываем в зимней сказке, но чтобы нам туда попасть, надо составить рассказ о зиме. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
Воспитатель: Что бывает только зимой? (снег, мороз, лёд - дети отвечают полным ответом).
Какой снег зимой? (белый, пушистый, сверкающий, мягкий, серебристый).
Когда мы идём по снегу, что с ним происходит? (снег скрипит).
Какая погода бывает зимой? (холодная, морозная, снежная).
Что происходит с птицами зимой? (перелетные птицы улетают на юг).
Каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, скворец, чиж).
Какие птицы прилетают к нам зимой? ( снегирь, синица,).
Какими словами можно сказать о зиме?
Какая она? (холодная, морозная, снежная, блестящая, суровая, веселая, сверкающая).
Вот сколько разных слов вы знаете о зиме!
- Воспитатель: Сейчас я составлю рассказ о зиме по опорной схеме, а вы слушайте внимательно, потому что потом вы сами будете составлять рассказы уже по своей схеме. (Давно закончилась золотая осень. Наступила холодная зима. Выпал белый снег. Пушистым ковром покрыл он землю, крыши домов, ветки деревьев. Замёрзли реки и озёра. Холодно зимой, поэтому мы надеваем теплую одежду и обувь. Весело зимой : можно кататься на коньках, на санках, на лыжах, играть в снежки, строить снежные крепости).
Воспитатель: А теперь вы сами должны составить рассказ о зиме по своей схеме. Не забудьте сказать о солнце, о небе, о земле, о воде, о деревьях, а также используйте слова, которые мы с вами подобрали для описания зимы.
Дети составляют рассказ о зиме (3-4 ребенка).
- Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо (руки вверх-вниз),
По ночам трещит мороз (руки на поясе, наклоны в стороны),
Во дворе у снежной бабы (руки на поясе, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (дети показывают на нос).
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда (прыжки на месте).
Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся вокруг себя),
Заметает все кругом белоснежным кружевом (имитируют движения руками).
- Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами сосчитаем до 10 и окажемся в зимней сказке (в это время воспитатель расставляет зимние ёлочки).
Посмотрите, в какую красивую сказку мы попали (слышен плач, появляется Царевна-Несмеяна). - Кто же это?
Несмеяна:
Ой, беда, ой, беда,
В огороде лебеда,
Я - Царевна-Несмеяна
И реветь не перестану!
Воспитатель: Как же ты сюда попала? И почему ты плачешь?
Несмеяна: Злая Баба-Яга заманила меня сюда. Обещала, что здесь меня ждёт веселье, а тут ничего весёлого нет и очень холодно (плачет).
Воспитатель: Не плачь, Царевна, мы что-нибудь придумаем. А что это у тебя в руках?
Несмеяна: Не знаю, Баба-Яга дала . (воспитатель забирает конверт и открывает его)
Воспитатель: Несмеяна, чтобы попасть домой, тебе надо выполнить 3 задания. (Несмеяна плачет, говорит, что ничего не умеет делать, воспитатель успокаивает её и говорит, что они с детьми обязательно помогут Несмеяне справиться со всеми заданиями).
Первое задание. Воспитатель загадывает загадки:
Покружилась звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке (снежинка).
Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою. Лишь солнце ее припечет, заплачет она и умрёт (сосулька).
Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит (мороз).
Отхлестал по щекам, настегал по рукам, шапку с головы сорвал и удрал (ветер).
Не пельмени это были, во дворе мы их лепили, их не ели, ими - били! Мы бросали, в нас кидали - мне за шиворот попали (снежки).
Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось (снег).
Не драгоценный камень, а светится (лёд).
(Дети отгадывают загадки).
Далее дети сам загадывают загадки Несмеяне:
Зимой белый, летом серый (заяц).
Зимой и летом одним цветом (ель).
Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз).
В огне не горит, в воде не тонет (лёд).
Бел, но не сахар, ног нет, но идет (снег).
Второе задание.
Рассказы о зимних развлечениях. (Дети рассказывают о зимних развлечениях, читают стихи.)
Хороши мои коньки Если я иду на лыжах,
Быстроходны и легки Детский сад намного ближе
Я на них не падаю, До него ведёт меня
Даже маму радую. По утрам моя лыжня.
Взял дубовых два бруска
Два железных полозка,
На бруски набил я планки;
Дайте снег! Готовы санки!
Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду скользим.
Я слепила бабу снежную;
Не холодную, а нежную
Усадила у дверей,
Наказала ждать гостей.
(Далее дети имитируют зимние погодные явления; а также зимние развлечения; а Царевна отгадывает).
Третье задание.
Дети составляют зимнюю картину. (На фланелеграфе перепутаны зимние и летние картинки; надо из общего количества картинок выбрать только зимние и объяснить почему).
- Анализ НОД.
Царевна прощается с детьми, благодарит их за то, что дети помогли ей справиться с заданиями и вернуться домой. (Дети считают до 10, оказываются опять в своей группе и рассказывают, где они сегодня побывали; кому помогали; как помогали.)