Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в средней группе "Невидимка" (воздух)
Катуева Анастасия Вадимовна,
воспитатель.
Цель:
- углубление и систематизация представлений детей о воздухе.
Образовательные задачи:
- Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачен);
- не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер это движение воздуха;
- подвести к понимаю того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- учить определять свойства воздуха с помощью элементарных опытов;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формирования у детей познавательного интереса;
- обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
-учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие задачи:
- развивать любознательность, наблюдательность;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- развивать анализирующее наблюдение, продолжать учить детей делать обобщения;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познавательной деятельности;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
- воспитывать любознательность, познавательное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа:
лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты.
Предварительная работа:
наблюдение за ветром; отгадывание загадок про воздух, беседа о пользе воздуха для человека, проведение опытов, доказывающих, воздух легче воды.
Оборудование:
- шапочки и фартуки по количеству детей;
- нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- стаканчики с мыльной водой, трубочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, пипетки (по количеству детей);
- апельсин;
- тазики с водой;
- веера, кораблики, свистульки-язычки (по количеству детей);
- крышки от фломастеров, бутылочки (по количеству детей);
- воздушные шарики
Ход НОД
Воспитатель: ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте пожелаем всем доброе утро и улыбнемся.
Стук в дверь, входит почтальон и вносит посылку.
Почтальон: Доброе утро! (ответы детей) Это детский сад группа №82? (да) Тогда эта коробка и письмо вам, распишитесь в доставке.
Воспитатель: Спасибо вам.
Ребята, интересно, что в ней? (вскрывает письмо)
Это письмо от Воздушного шарика.
Ребята, угадайте, что находится в коробке.
Расскажите для чего это нужно.
Ребят, что это может быть?
(Варианты ответов)
Воспитатель: В коробке что-то должно быть, но я ничего не вижу, а вы?
Дети: Мы тоже.
Воспитатель: Я ничего не понимаю…
Загляните ещё раз, что вы видите внутри коробки?
Мы видим только дно и стенки.
Может кто-то догадался, что это может быть?
(Предположения детей)
Здесь что-то еще написано. Воспитатель читает загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него МЫ жить не можем.
Ответ: - Это Воздух!
Правильно. На 1 вопрос вы ответили, в коробке находится Воздух.
Воспитатель: Ребята, а ещё в письме говорится, что вы должны узнать какой он? Как узнать какой воздух?
(Можно его исследовать.)
Воспитатель: И сегодня мы с вами будем исследовать воздух как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в лаборатории. Я приглашаю вас в лабораторию. Дети надевают фартуки и шапочки. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.
Воспитатель говорит волшебные слова «Раз, два, три вокруг себя покружились и в лаборатории очутились»
Воспитатель: вот мы оказались в лаборатории, а кто скажет, что такое лаборатория?
(Место, где находятся разные приборы для экспериментов, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают.)
Воспитатель: правильно, а вы что будете исследовать?
(Воздух, какой он, его свойства.)
Воспитатель: прежде чем приступить к исследованию я хочу вам напомнить, что в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно.
Итак, приступим к исследованию.
Проходите в научную лабораторию и располагайтесь.
Посмотрите на доску, нам предложена какая-то модель, что здесь изображено? (глаз)
- Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать сейчас ответ?
Мы можем увидеть воздух вокруг. Как можно увидеть воздух?
Опыт 1. «Поймай воздух».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель: Приложите к пакету ладонь – видим ее через пакет? Почему?
Дети: воздух прозрачный
Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод: воздух невидимый и прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Опыт 2. «Есть ли воздух в предметах»
Продолжаем наши эксперименты. Возьмите пипетку и опустите ее в воду – она осталась пустой. А теперь нажмите на пипетку – что вы увидели?
Дети: из пипетки выходят пузырьки. Что появляется в воде? Видны пузырьки - это пузырьки воздуха.
Воспитатель: это и есть воздух, который выходит из пипетки. А теперь отпустите пипетку – внутрь поступила вода – воздух вышел и освободил место.
Вывод – воздух есть в предметах.
Вот теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим?
Опыт 3. «Воздух в человеке»
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с мыльной водой.
Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с мыльной водой. Что происходит?
Дети: Надуваются мыльные пузырьки.
Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала носом вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем ртом через трубочку и получаются пузырьки. Воздух к нам попадает через нос.
Опыт 4. «Шарики плывут по воде»
Как вы думаете воздух легче или тяжелее воды? Сейчас мы это узнаем. Возьмите по шарику и подойдите к воде. Сначала воспитатель опускает пустой шарик в воду – он тонет. Затем дети опускают шарики в воду. Почему теперь шарики не тонут? В них воздух.
Вывод: Воздух легче воды
Воспитатель: посмотрите на следующую модель «Рот». Как вы думаете, имеет ли воздух вкус?
Опыт 5. «Есть ли у воздуха вкус»
Попробуйте вдохнуть ртом воздух. Есть у него вкус?
Дети: нет
Вывод: воздух безвкусный
Воспитатель: Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.
На какой вопрос мы должны найти ответ?
Дети: - Как услышать воздух?
Опыт 6. «Слышим воздух»
Воспитатель: - Если подуть в баночку или бутылочку, крышку от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.
Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
Вывод: воздух можно услышать разными способами
Воспитатель: - Как вы думаете, что рука может обозначать? - Как почувствовать воздух.
Опыт 7. «Движение воздуха-веера»
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
Представьте, что нам жарко – подуйте на ладони холодным воздухом. А теперь нам холодно – подуйте теплым воздухом.
Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете?
Дети: - Чувствуем, как воздух движется.
Опыт 8. «Кораблики»
Воспитатель: - Опустите кораблики на воду. (Дети дуют на кораблики, они плывут). Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
Дыхательное упражнение «Метель»
Дети дуют в трубочки внутрь коробок, в которых находятся мелко нарезанные салфетки.
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: посмотрите на следующую модель «Нос». Как вы думаете, есть ли у воздуха запах? Сейчас проверим.
Опыт 9. «Есть ли запах у воздуха?
Воспитатель: закройте глаза, понюхайте воздух. Чем пахнет? Ничем.
Воспитатель открывает коробочку с нарезанным апельсином, подносит к детям.
- Чем пахнет? Ответы детей
Вывод: воздух без запаха, но может передавать запахи.
Воспитатель: Как вы думаете, воздух имеет силу? Ответы детей.
Воспитатель раздает детям свистульки «язычки» и предлагает с силой подуть, чтобы язычок раскрылся и раздался звук.
Вывод: воздух имеет силу.
Воспитатель: ребята, а как вы считаете, человеку нужен чистый воздух?
(Да.)
Воспитатель: правильно мы вдыхаем чистый воздух, кислород. А кому еще нужен чистый воздух?
(Животным, растениям.)
Воспитатель: как вы думаете, что или кто загрязняет воздух? (Вредные вещества, машины, заводы).
Где можно найти чистый воздух? (ответы детей)
Ребята, мы ответили на вопросы: какой воздух? и для чего он нужен?
- Давайте соберем все выводы, которые вы сделали после опытов, исследования воздуха, какой он.
- Воздух есть везде. Он повсюду, вокруг нас.
- Воздух нельзя увидеть, потому что он прозрачный, бесцветный.
- Воздух имеет вес, но легче воды.
- Воздух движется. Ветер – это движение воздуха
- Воздух не имеет своего запаха, но его можно почувствовать.
- Воздух можно услышать.
- Воздух необходим всему живому.
Теперь мы возвращаемся обратно в детский сад.
«Раз и два мы покружились и в саду снова очутились»
Рефлексия
Воспитатель: ребята, вам понравилось сегодняшнее небольшое путешествие в лабораторию?
Дети: Да.
Воспитатель: что нового вы узнали?
Ответы детей. (Закрепление свойств воздуха, его значение).