Конспект НОД по развитию речи «Мой друг»
Катуева Анастасия Вадимовна, воспитатель
Образовательные задачи:
- формировать умение составлять небольшой рассказ описательного характера.
- побуждать составлять рассказ о своем друге, описывая его внешний вид, интересы и нравственные качества.
Развивающие задачи:
- развитие грамматически связной речи
- развивать речевую активность, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; закрепить умение образовывать новые слова.
Воспитательные задачи:
- воспитывать дружеские взаимоотношения
Словарная работа: друг, дружба, добрый, верный, честный, смелый, самоотверженный, дружелюбный, мужественный, правдивый, отзывчивый, внимательный, надежный.
Предварительная работа: беседы на тему «Что такое дружба?», «Что такое эмоции?»; обсуждение пословиц и поговорок о дружбе и друзьях.
Методические приемы: словесный, наглядный, игровой.
Ход НОД:
(Включается аудиозапись «тревога»)
Воспитатель: «Внимание, внимание. Тревога! К нашему детскому саду № 82 приближается коварная, опасная ведьма Злючка. Она хочет перессорить всех детей, чтобы они стали злыми, непослушными и забыли, кто такой друг. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды!»
Воспитатель: Да, нужно срочно что-то делать. Ребята, как же поступить нам в этой ситуации?
Дети: Мы должны показать, как мы умеем дружить и рассказать о том, кто такой друг.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает?
Дети: Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей и т. д.
Воспитатель: Давайте с вами подберём похожие слова к слову “Дружба”. (Друг, друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться).
Воспитатель: Вот сколько слов мы придумали! Замечательно!
Воспитатель: Ребята, а кого можно назвать другом?
Дети: С кем интересно рассматривать книги, интересно играть в игры, кто никогда не жалуется, учит тому, что умеет сам и делится всем, что у него есть. Другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе.
Воспитатель: А может ли быть другом взрослый человек? (Папа, бабушка, мама, сестрёнка, брат).
Дети: Конечно, могут, ведь они нас очень любят, заботятся о нас, учат хорошему.
Воспитатель: А как вы думаете, могут ли быть друзьями животные? Например, собака.
Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Воспитатель: Значит, друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые и животные.
Воспитатель: А сейчас мы немного поиграем. На столе лежат картинки с героями разных сказок и рассказов. Нужно разобраться, кто с кем дружит. Пройдите к столу, разделите картинки на пары.
Дети выполняют задание. (Гена и чебурашка, Буратино и Мальвина, вини-пух и пятачок, Кай и Герда, малыш и карлосон, львенок и черепаха, маугли и багира, Леопольд и мыши, дядя Федор и Матросскин, Белоснежка и семь гномов).
Воспитатель: Молодцы! Знаете о дружбе сказочных героев!
Воспитатель: У каждого из вас есть друг. Опишите своего друга, расскажите о нем. А поможет вам эта мнемотаблица.
Разбор таблицы:
1.Как зовут друга?
2.Сколько ему лет?
3.Как он выглядит?
4.Где он живет?
5.Чем он любит заниматься?
6.Где и когда вы с ним встречаетесь?
7.Ваши с ним любимые увлечения?
8.Что тебе нравится в твоем друге? (почему он тебе друг?)
Я прочитаю вам свой примерный рассказ, а затем вы сами с помощью таблицы попробуете себя.
(Рассказы нескольких детей)
(После каждого рассказа анализирую, привлекая всю группу).
- Что в прослушанном рассказе больше всего понравилось?
- За что вам хочется похвалить рассказчика?
- Какие новые слова узнали?
Другие дети оценивают и дополняют рассказы.
Воспитатель: Вы наверно устали, сейчас немного отдохнем. Встаем в круг. Ребята, а каким же должен быть настоящий друг? (Игра с мячом)
Дети называют: помогает, уважает, говорит правду, откровенный, умеет хранить тайны, поддерживает, доверяет, умеет прощать, не обижает.
Воспитатель: Вот как много качеств настоящего друга вы знаете. Мы отдохнули и теперь садимся за стульчики, продолжим наше занятие.
Воспитатель: Ребята, а кто сможет рассказать о своем друге, не глядя в таблицу? (Рассказывает 1ребенок)
Оцениваю рассказы.
Итог занятия:
Воспитатель: Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, коварная ведьма Злючка доберется до нашего детского сада?
Дети: Нет, она поняла, что нас поссорить невозможно, мы знаем, что такое дружба и кто такой друг.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (говорили о дружбе и составляли рассказ о своем друге)
- Для чего вы это делали? (чтобы ведьма Злючка не перессорила нас)
- Что для вас было сложным?
- Что вам больше всего понравилось?
Заканчивая наше занятие, я хочу сказать: «Ребята, старайтесь и стремитесь к тому, чтобы у вас были добрые, верные друзья, которые всегда будут спешить к вам на помощь. Дорожите дружбой и друзьями!»