Конспект познавательной квест-игры в старшей группе «Тайны народов России»
Пулик Надежда Арсентьевна,
воспитатель МАДОУ №82 г.Томск
Цель: знакомство детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Задачи:
Образовательные: Формировать и расширять знания детей о России, о многообразии народов, их особенностях.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к народам России; воспитывать любовь к своей родине и желание больше узнать о ней.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа: Чтение народных сказок, беседы, рассматривание карты России.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физкультурное».
Ход ОД:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель:
Ребята, проходите на стульчики. Я сейчас прочту вам стихотворение.
Русский, чеченец,
Бурят и якут,
Татарин, тувинец в России живут
Разных народов большая семья,
И этим гордится Россия моя.
Воспитатель:
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это стихотворение о Родине, о нашей стране России. О том, что страна – это не только поля, леса, реки и горы. Страна – это народ, люди, которые в ней живут.
Показ короткого мультфильма о народах России.
Стук в дверь. Голос сообщает, что нам пришло письмо.
Воспитатель: Ребята, тут письмо от профессора Почемучкина. Давайте прочтем.
Письмо.
Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Приглашаю Вас на фестиваль народов России. Там вы узнаете о богатой культуре народов своей страны, познакомитесь с их национальными костюмами и традициями.
Но со мной произошла неприятность, и я очень прошу вас о помощи. Я летел на воздушном шаре, и вез на фестиваль чудесную картину - пазл. Ветер расстегнул мой карман, и все части картины разлетелись по необъятным просторам нашей страны. Очень прошу Вас собрать все части. Тогда вы сможете собрать картинку полностью и очутиться на фестивале народов России.
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем профессору Почемучкину? (Да) Нам предстоит побывать у разных народов России, узнать и увидеть много нового, ну и конечно выполнить интересные задания.
На чем мы сможем быстрее добраться? (дети предлагают самолет, (можно на воздушном шаре)). (Звук самолета)
На столах лежат картинки с русской атрибутикой, матрешки, кокошник, кушак, кепка. На мольберте или стене картинки с русскими праздниками (масленица, блины, рождество, крещение, пасха, и т.д.)На столе картинки с разнообразными народными костюмами. Задание состоит в том, что бы найти среди них русский. (Задание будет зависеть от возраста детей)
- Первый народ, к которому мы приехали – это, конечно же, Русские. Русские самый многочисленный народ России, проживающий на ее территории уже тысячи лет. Символом русского народа является матрешка. Богата русская культура традициями и обычаями. Одна из таких обычаев ярмарка. Ребята, как вы думаете, что такое ярмарка. (Ответы детей) Ребята, а какие праздники и традиции русского народа вы знаете? (Ответы детей: рождество, колядки. Крещение, купание в проруби. Масленица, печем блины и сжигаем чучело. Пасха, красим яйца). Народные костюмы русского народа — это сарафан, кокошник, для женщин и рубаха, сапоги для мужчин. Посмотрите нам надо выполнить задание.
Задание: На картинках выбрать русскую народную одежду из нарисованных костюмов. (Пока дети выполняют задание, включается русская ярмарка)
По окончанию занятия надеваем на мальчика кепку и рубаху, на девочку кокошник.
Воспитатель: Вот ребята, мы заработали часть картинки. Смотрите, самолет. Продолжим полет. (Звук самолета)
Мольберт с картинками. Татарские украшения, платки, посуда, тюбетейки, чак-чак. Два коня деревянных, для задания, кто больше соберет ленточек. Ленты цветные.
- Республика Татарстан. Здесь живут татары.
Татары – не только коренное население Республики Татарстан, но вторые по численности жители России. Они гордятся своей культурой и ремёслами.
Издавна научились татары шить яркую обувь с узорами, используя уникальную технику – кожаную мозаику.
Ребята, а знаете ли вы, как называется национальное блюдо татар? (ответы детей). А из чего его изготовляют? (палочки из теста, скрепленные мёдом).
Татары очень любят разные украшения, которые мастерят из серебра, золота и янтаря. В народе говорят, что из-за звона украшений татарскую женщину можно сначала услышать, а потом увидеть.
Татарский праздник в честь окончания весенних работ в поле, называют – сабантуй. В этот день проводят спортивные соревнования. А начитается праздник со сбора подарков. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая у жителей яркие ленты и платки.
Под песню сабантуй мальчики скачут на конях, остальные дети привязывают цветные ленты.
Задание выполняется под татарскую песню «сабантуй».
Задание: Какой всадник собрал больше ленточек? По окончанию задания одеваем на ребенка элемент татарского костюма.
Воспитатель: у нас теперь есть еще одна часть картинки.
Следующий народ кочевой, поскакали на лошадях. (Звук скачущих лошадей)
Импровизация бурятского жилища, юрты, стол, ковры, подушки. Картинки с бурятами, хоровод ёхор, национальный костюм. Бурятская шапка. На столе картинки с хороводом бурят. Цветные карандаши.
- Вот мы и прибыли в солнечную Бурятию.
Буряты – народ нашей огромной страны. Юрта – традиционное жилище бурят. Говорят буряты на бурятском языке. Сейчас смешарики расскажут вам о традициях бурят (показ мультфильма про Бурятию от смешариков).
Какие традиции бурят вам запомнились? (стрельба из лука, гостевание). Ни один праздник бурят не обходится без ёхора – национального танца – хоровода, посвящённого солнцу. Ребята нам надо выполнить задание, что бы получить ещё одну часть картины.
Задание выполняется на музыку ёхора.
Задание: Нарисовать и раскрасить бурятскую шапку. По окончанию задания надеваем бурятскую шапку ребенку.
Воспитатель: ребята, мы еще заработали часть картины.
Поскакали дальше. (Звук скачущих лошадей)
Импровизация гор. Стол с картинками чеченских нарядов, папаха. Картинки с лабиринтом, где, чья папаха. Карандаши.
- Чеченская республика. Здесь живут чеченцы.
Чеченская республика располагается среди гор Северного Кавказа. Чеченцы – эмоциональный и гордый народ, но они очень дорожат своей дружбой. Национальные жилища чеченцев называется сакля. Как вы думаете, из какого материала их строят? (Ответы детей, камня.)
Национальный наряд чеченской женщины состоит из четырёх элементов: платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Рукава туники длинные и прямые, должны закрывать кисти рук. В праздничных нарядах длина рукавов может доходить до пола. Платья шьют из бархата, парчи, атласа ярких цветов, украшают тесьмой и вышивкой.
На шею женщины надевают нагрудник. Его делают из серебра, золота, покрывают драгоценными камнями. Папаха – головной убор, который в Чеченской республике носят мужчины.
Ребята, смотрите, тут тоже надо выполнить задание.
Задание: где, чья папаха, лабиринт?
Задание выполняется под музыку вечерний Грозный. По окончанию задания одеваем ребенку атрибут чеченского костюма.
Воспитатель: нам осталось заработать еще одну часть картинки.
Предлагаю немого размяться перед дорогой.
Физкультминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
А сейчас нам с вами надо попасть на далекий север. Туда мы сможем добраться только на самолете. Садимся в самолет. (Звук летящего самолета)
Мольберт с картинками якутских костюмов, чоронов, алмазов. Костюм национальный. Стол с картинками животных разных, для задания надо найти проживающих на севере.
- Республика Саха (Якутия). Тут живут якуты.
Якуты – северный народ, проживающий в самой большой республике в мире. Символом Якутии считается мамонт. До сих пор ученые находят в промёрзшей земле останки древних мамонтов.
Якутия славится месторождением алмазов.
Традиционный напиток, кумыс изготовляется из кобыльего молока. Специально для его хранения якуты раньше вытачивали из цельного куска дерева сосуды – чороны.
Животные Якутии приспособлены к условиям сурового климата. Как вы считаете, как именно смогли приспособиться животные к условиям крайнего севера? (Ответы детей, их отличает склонность к накоплению подкожного жира, пушистый и густой мех или пух, умение рыть норы в снегу и готовить запасы на зиму).
Задание: Выбери зверей, проживающих на севере, и назови их.
Пока дети выбирают животных, звучит музыка Якутии. По окончанию задания одеваем национальный костюм ребенку.
Воспитатель: вот ребята, мы собрали все части картинки. Давайте посмотрим, что у нас получится.
Собирают картинку.
Воспитатель: А получилась у нас картина дружбы народов России.
Вот мы и попали на фестиваль народов России (дети водят хоровод).
Звучит большой хоровод.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята скажите, для чего мы совершили такое путешествие? (ответы детей)
Ребята, в гостях у каких народов России мы сегодня побывали? (ответы детей)
Не смотря на то, что все народы России разные, у них есть общее — наша Родина. Народы России очень дружны, они объединились в большую многонациональную семью с общей Родиной, с общим прошлым.
Вы настоящие знатоки своей Родины, я желаю, чтобы вы росли большими и умными и прославили нашу Россию своим трудом и достижениями. Хочу выразить вам благодарность и наградить медалями за быстроту, ловкость и дружбу, проявленную в игре. Дети получают медали.