Сценарий игры-викторины «Умники и умницы» по развитию речи в подготовительной к школе группе
Королёва Светлана Леонидовна, воспитатель
Задачи:
Обучающие:
- Обогащать словарь существительных;
- Активировать словарный запас прилагательных;
- Развивать звукопроизношение звуков;
- Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ;
- Составить объяснение (цепочку–рассказ)
Развивающие:
- Развивать сообразительность, находчивость и память детей.
- Воспитывать умение слушать и слышать товарища.
Использованное оборудование и материалы: мяч, карточки, картины, воздушный шар, сувениры.
Ход мероприятия
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, я приглашаю вас принять участие в игре-викторине «Умники и умницы». Чтобы получить это звание нужно выполнить несколько заданий:
- Прохлопать своё имя по слогам и сосчитать их количество.
Начнём с проговаривания чистоговорок:
- Ра-ра-ра – начинается игра
- Ду-ду-ду – поиграем мы в саду
- Лю-лю-лю – игрушки я люблю
- Ша-ша-ша – наша осень хороша
- Ги-ги-ги – ты природу береги
- Вы-вы-вы – все деревья без листвы
- Су-су-су – погуляем мы в лесу
- Ло-ло-ло – на улице тепло
- Ать-ать-ать – я хочу всё знать
- Ру-ру-ру – продолжаем мы игру
Задание №1
- С какого дня начинается неделя?
- Как называется варенье из вишни?
- У волчицы волчонок, у собаки?
- Что за животное: дикое, четвероногое, травоядное, длинношее?
- Маленькая девочка, живущая в цветке. Кто это?
- Вредная старуха с крысой?
- Как называется сумка школьника?
- В детском саду занятие проводит воспитатель, а в школе урок проводит…?
Задание №2
«Черный ящик» (школьные принадлежности).
Дети должны назвать свойства и качества того предмета, который в ящике исследовали на ощупь. Нужно описать предмет, его возможности и использование.
Задание №3
«Что перепутал художник?»
На картинках изображены небылицы, детям нужно их найти и объяснить.
Игра на внимание
Собирайся, детвора! (ра-ра)
Начинается игра! (ра-ра)
Да ладоши не жалей (лей-лей)
Бей в ладоши веселей (лей-лей)
Сколько времени сейчас (час-час)
Сколько будет через час (час-час)
И неправда, будет два (два-два)
Думай, думай, голова (ва-ва)
Как поет в селе петух (ух-ух)
Да не филин, а петух (ух-ух)
Вы уверены, что так (так-так)
А на самом деле как? (как-как)
Вы хорошие всегда (да-да)
Или только иногда (да-да)
Не устали отвечать (чать-чать)
Разрешаю помолчать... тсссс
Разминка
Теперь поиграем в интересную игру, которая называется «Мои друзья».
Воспитатель держит в руках воздушный шар и говорит:
- Я - воздушный шарик. Мои друзья – это те, кто умеет летать.
Дети называют объекты и изображают:
- самолёт, птица, ракета, парашют, шмель, облако, бабочка, муха.
Задание №4
Игра «Превращение слов»
Нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в маленькое и большое.
- Дом (домик, домище)
- Забор (заборчик, заборище)
- Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
- Комар (комарик, комарище)
- Зуб (зубик, зубище)
- Глаз (глазик, глазище)
- Кот (котик, котище)
- Хвост (хвостик, хвостище)
Задание №5
Игра «Перепутаница»
- Я буду читать стихи, в которых перепутались слова. Нужно из набора картинок выбрать подходящую по смыслу, прикрепить на доске, произнести правильный вариант стихотворения:
- Доски на гору везем, будем строить новый КОМ (ДОМ).
- Здесь хорошее местечко, протекает рядом ПЕЧКА (РЕЧКА).
- На виду у детворы КРЫСУ (КРЫШУ) красят маляры.
- Тает снег, течет ручей. На ветвях полно ВРАЧЕЙ (ГРАЧЕЙ).
- Миша дров не напилил, печку КЕПКАМИ (ЩЕПКАМИ) топил.
- Жучка БУДКУ (БУЛКУ) не доела. Неохота, надоело…
- На пожелтевшую траву роняет ЛЕВ (ЛЕС) свою листву.
- Старый дедушка Пахом на КОЗЕ (КОНЕ) скакал верхом.
Задание №6
Игра “Сравни и назови”
Начинать фразу, бросая ребёнку мяч, а ребёнок должен закончить предложение.
- Солнце жёлтое, как ... (одуванчик, цыплёнок, лимон)
- Солнце круглое, как ... (мячик, апельсин, колобок)
- Солнце ласковое, как ... (бабушка, мама, ветерок, море)
- Солнце весёлое, как ... (песенка, клоун)
- Солнце тёплое, как ... (печка, рукавички, свитер)
- Солнце яркое, как ... (лампочка, фонарь, звезда)
- Солнце игривое, как … (котёнок, ребёнок)
- Солнце жаркое, как ... (огонь, костёр)
Чтение стихотворения по мнемотаблице «Подарки осени».
Подведение итогов и вручение медалей викторины «Умники и умницы»