Детский сад 82 г.Томск - Важность формирования фонематического восприятия у детей

Важность формирования фонематического восприятия у детей

Категория: Советы учителя логопеда Опубликовано: 26.10.2023

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во

многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит осваивать всю систему знаний. Для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.

Фонематические процесс включают в себя: развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух - это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован  фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут к ошибкам на письме. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись. 

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, умения проводить звуковой анализ и синтез слова. Следовательно, развитое фонематическое восприятие  является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте.

Дети старшего возраста могут.

  1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).
  2. Делить слова по слогам.
  3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  4. Придумывать слова на заданный звук, слог.
  5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).

6.Анализировать звуковой состав слова.

  1. Давать характеристику звуков:

– гласный звук, обозначаем красной фишкой;

– твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;

– мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.

8.Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.

Первое слово – карандаш;

Второе слово – упал;

Третье слово – под (короткое слово);

Четвёртое слово – стол.

  1. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».

Что даёт развитие фонематического слуха и восприятия у ребёнка дошкольного возраста:

* Помогает ребёнка подготовить к обучению грамоте.

* Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников:

* Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик»

«удюг» вместо «утюг»).

* Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

* Замена свистящих звуков [С], [З.], [Ц.] шипящими [Ш.], [Ж], [Щ.], [Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).

* Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р.], [Р.`], [Л], [Л`], [Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).

* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами

                             Игры на развитие фонематического восприятия.

 

На первом этапе детям предлагаются игры с неречевыми звуками.

Игра « Определи что звучит?»

Задача: учить выделять и сопоставлять с предметами, явлениями звуки из окружающей среды: это могут быть бытовые звуки и звуки окружающей природы (звук воды, звук моря, звук молнии, дождя), а также музыкальные шумы, инструменты.

                   На следующем этапе детям предлагаются речевые звуки.

Игра «Поймай звук» 

Задача: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши, если звука нет, топаем ногами. Например, звук «Р»: л, р., м, р., ч, р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот, корка, шутка.

Игра «Где живёт звук» 

Задача: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж., Например, картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.

Игра «Придумай слово » 

Задача: учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте слово на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Камила, Миша. Звук С – Слава, София, Вася, Алиса.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача: учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК –Т, ПШЕНО –П.

Игра «Назови последний звук»

Задача: учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом - М, стук - К, балкон-Н, хвост-Т.

Игра «Определи место звука в слове»

Задача: развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце, шепот (в начале), мешок (в середине).

Игра «Прохлопай слово»

Задача: учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма-ши-на (3 слога), бел-ка (2 слога).

Удачи вам и вашим детям! И пусть фонематический слух будет в полном порядке.

Данные игры помогут развить фонематическое восприятие ребенка, избежать замены звуков в произношении, в дальнейшем замену букв на письме, помогут в подготовке к обучению грамоте. Это будет способствовать хорошей подготовки к школьному обучению.

Учитель-логопед

Дмитриева Оксана Геннадьевна

Яндекс.Метрика