Важность формирования фонематического восприятия у детей
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во
многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит осваивать всю систему знаний. Для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.
Фонематические процесс включают в себя: развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематический слух - это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут к ошибкам на письме. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, умения проводить звуковой анализ и синтез слова. Следовательно, развитое фонематическое восприятие является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте.
Дети старшего возраста могут.
- Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).
- Делить слова по слогам.
- Определять место звука в слове (начало, середина, конец).
- Придумывать слова на заданный звук, слог.
- Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
6.Анализировать звуковой состав слова.
- Давать характеристику звуков:
– гласный звук, обозначаем красной фишкой;
– твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;
– мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.
8.Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.
Первое слово – карандаш;
Второе слово – упал;
Третье слово – под (короткое слово);
Четвёртое слово – стол.
- Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».
Что даёт развитие фонематического слуха и восприятия у ребёнка дошкольного возраста:
* Помогает ребёнка подготовить к обучению грамоте.
* Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников:
* Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик»
«удюг» вместо «утюг»).
* Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
* Замена свистящих звуков [С], [З.], [Ц.] шипящими [Ш.], [Ж], [Щ.], [Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).
* Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р.], [Р.`], [Л], [Л`], [Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).
* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами
Игры на развитие фонематического восприятия.
На первом этапе детям предлагаются игры с неречевыми звуками.
Игра « Определи что звучит?»
Задача: учить выделять и сопоставлять с предметами, явлениями звуки из окружающей среды: это могут быть бытовые звуки и звуки окружающей природы (звук воды, звук моря, звук молнии, дождя), а также музыкальные шумы, инструменты.
На следующем этапе детям предлагаются речевые звуки.
Игра «Поймай звук»
Задача: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши, если звука нет, топаем ногами. Например, звук «Р»: л, р., м, р., ч, р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот, корка, шутка.
Игра «Где живёт звук»
Задача: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж., Например, картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.
Игра «Придумай слово »
Задача: учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте слово на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Камила, Миша. Звук С – Слава, София, Вася, Алиса.
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача: учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК –Т, ПШЕНО –П.
Игра «Назови последний звук»
Задача: учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом - М, стук - К, балкон-Н, хвост-Т.
Игра «Определи место звука в слове»
Задача: развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце, шепот (в начале), мешок (в середине).
Игра «Прохлопай слово»
Задача: учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма-ши-на (3 слога), бел-ка (2 слога).
Удачи вам и вашим детям! И пусть фонематический слух будет в полном порядке.
Данные игры помогут развить фонематическое восприятие ребенка, избежать замены звуков в произношении, в дальнейшем замену букв на письме, помогут в подготовке к обучению грамоте. Это будет способствовать хорошей подготовки к школьному обучению.
Учитель-логопед
Дмитриева Оксана Геннадьевна