ПАЛЬЦЕВЫЙ ПРАКСИС КАК АКТИВИЗАТОР РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пальцевой праксис-это способность совершать дифференцированные кистевые действия.
Развитие пальцевого праксиса напрямую связано с полноценным развитием речи. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Пальцевой праксис отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Уровень развития пальцевого праксиса – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Дети, попавшие в дошкольную образовательную организацию, имеют возможность непосредственного погружения в образовательную среду.
В рамках системного подхода к развитию пальцевого праксиса можно выделить ряд средств и методов:
- Пальчиковые игры и упражнения;
- Игры с тактильными дидактическими материалами;
- Дидактические игры с мелкими предметами (бусины, бисер, крупы, пуговицы, крупы, песок);
- Изодеятельность:
4.1. Рисование различными способами.
4.2. Лепка
- Конструирование: игры с кубиками, конструктор.
- Другой дидактический материал.
Остановимся подробнее на вышеперечисленных методиках и средствах.
1) "Пальчиковые игры"- это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз", тем самым закреплять пространственные представления. Пальчиковая гимнастика с элементами массажа, колечками Су-джок, способствует повышению тактильной чувствительности.
2) Игры направленные на развитие тактильных ощущений:
- « Чудесный мешочек» (определи на ощупь).
- «Угадай на что (кого) похоже» Эта игра для детей 5-7 лет
Цель: находить ассоциации тактильным ощущениям. Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий, как лягушка.
- Игра-самомассаж “Дровишки”. Понадобятся разные карандаши, лучше взять граненые и круглые (можно фломастеры) – это будут наши “дровишки”. Катаем по очереди гладкие и граненые карандаши. Так заготавливая дровишки, можно рассказать стишок: Рубим-рубим мы дровишки Целый день, целый день. Ведь у печки в зиму греются Нам не лень, нам не лень!
- «Игры с шариками и колечками Су-джок». Массаж пальцев рук сопровождаем речевыми потешками, чистоговорками.
- «Коробочка тактильных ощущений»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях (гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.
* «Игры с песком» Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
3) Дидактические игры с мелкими предметами
Рассмотрим ряд игр с мелкими предметами.
- «Лабиринт»
Цель: активизация движений большого и указательного пальцев. Материал: лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов.
Ход игры: педагог дает ребенку набор мелких предметов и лабиринт. Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.
- Изодеятельность:
4.1. Рисование разными способами: полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги, через трафарет. Рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте.
Задача родителей и педагогов — помочь малышу вступить во взрослую жизнь, адаптироваться в обществе ровесников, наладить коммуникацию. Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором — вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению.
- Лепка из пластилина, из теста. На занятиях по подготовке к обучению грамоте, лепка букв из пластилина, где каждый ребенок проявляет свое творчество, создавая из буквы героя. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир.
- Игры с бумагой Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами».
- Игры с природным материалом. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции. Все это позволяет развивать тактильно двигательное восприятие ребенка.
- Конструирование (игры с кубиками, конструктор). Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие пальцевого праксиса, а также полезен для здоровья. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома.
- Дидактический материал: игры с мозаикой; игры-шнуровки; игры с веревочкой; разные виды кукол: петрушечные куклы, вязаные, пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки; пирамидки; деревянные кубики (и 4-12 кубиков) « Собери картинку» на классификацию по темам; деревянные пазлы; рамки-вкладыши; игры с прищепками, мозаики, пазлы и другое.
Развитие пальцевого праксиса и тактильно-двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Не зря существует выражение, что наш ум – находится на кончиках наших пальцев.
Учитель-логопед
Дмитриева Оксана Геннадьевна