Детский сад 82 г.Томск - «Рекомендации по коррекции речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

«Рекомендации по коррекции речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

Категория: Советы учителя логопеда Опубликовано: 20.04.2021

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

Что же ребенок должен уметь к 3-м годам?

Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов. Ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту). Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки).

Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой сказки. Задает много вопросов (возраст почемучки). Употребляет все части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие. Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками. Говорит: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо. Это показатели нормального развития речи, но наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом развитии и поэтому хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при временной задержки речи.

Задержка речевого развития – замедленное развитие речи у детей до 3-х лет. Дети с диагнозом ЗРР имеют особенности поведения: Либо гипервозбудимы, либо пассивны. Внимание таких детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается. Игровая деятельность носит монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда - сюда, нет сюжета в игре). Мелкая моторика рук развита слабо. Артикуляционная моторика развита слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком. Они ориентируются в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит не различают). Активный словарь состоит из 5-10 слов, как правило, 1, 2-х слогов, н-р, мама, баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный. Они не могут передать интонацию слова. Интересной особенностью их речи является стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя). Существительные произносятся с множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука — кукла). Работа по ранней коррекции речи должна проводиться комплексно и в детском саду и дома.

Рекомендации по развитию речи детей 3-го года жизни:

Обогащение словарного запаса. Старайтесь давать определение предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно».

На прогулках обращайте внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями.

Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки,; в какую чашку налить чай синюю или белую.

Знакомьте детей со словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные.

Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст.

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки.

Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов. Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили. Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила).

Подвижные игры с речевым сопровождением помогают усвоению глаголов. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.

Развитие грамматического строя речи. Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом возрасте. Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок? Просите ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем. Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал со стола. Развитие связной речи. В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослых. При совместном рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка должна находиться в руках у ребенка.

Обязательно нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более четко.

Развитие дыхания. Не маловажную роль в развитии речи играет правильная постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки, шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри.

Пальчиковая гимнастика. Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связаны с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным текстом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции. Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.

Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно развитие речи. Хитрая плутовка – рыжая головка. Пушистый хвост краса Кто это? – лиса. Встает на заре. Поет во дворе. На голове гребешок. Кто же это? – петушок.

Какие книги читать ребенку? Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками. Правила для родителей читать ребенку каждый день! Важно, что читать малышу: обязательно народные сказки: «Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха — цокотуха».

          Учитель-логопед

Дмитриева Оксана Геннадьевна

Яндекс.Метрика