Работа над выразительностью речи
Выразительность речи - умение внятно, убедительно, и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» Рождественский Н.
В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации - унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.
Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если работать над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.
Задачи
— формировать у детей умение менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания;
— учить правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности;
— учить различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос и повествование.
Игровые упражнения
«Разговор киски с хозяйкой» Покажите, как киска просит молочка у своей хозяйки. «Мяу» (жалобно, просящим голосом). Кисонька поела, песенку запела: «Мяу-мяу-мяу» (веселым, радостным голосом).
Произнесение восклицаний «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (удивленно, сердито, весело и печально).
Произнесение фразы, «Какая сегодня погода» с вопросительной и восклицательной интонацией.
Спросите у Кати, она пришла или приехала в детский сад. Скажите с восхищением: «Какое у тебя красивое платье!»
Скажите так, чтобы вам поверили, что приехал цирк.
Произнесение фраз «Зима наступила», «Снег идет», «Дождь идет» с разной интонацией (радостно, удивленно, грустно).
Произнесение фразы «Ах ты, зимушка-зима, все дороги замела» с разной интонацией (укоризненно, сердито, ласково).
Использование вопросительной и утвердительной интонации в предложениях «Мила мыла полы?», «Мила мыла полы».
Вопрос — ответ один ребенок придумывает вопрос, а другой — отвечает.
«Покупатель и продавец» Диалог продавца и покупателя.
«Разговор птиц зимой» «Бросьте, пожалуйста, немножко зернышек. Ой, холодно! Ох, голодно! Очень мерзнут лапки».
«Дед Мороз» говорим неторопливым, глубоким голосом. «Разыграйтесь-ка, метели, гнитесь ниже, сосны, ели! Все, что есть в моем лесу, все засыплю, занесу!»
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня.
Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
«Разговор Грибов» «Я — Мухомор красный, гриб опасный!» (Низким грозным голосом.)
«Я — Лисичка, рыжая сестричка!» (Высоким, ласковым голосом.)
«Я — Сморчок, бородатый старичок!
Я — Волнушка, розовое ушко! Я — Гриб белый, ешьте меня смело!» (Громко, с гордостью.)
Произнесение фраз с интонацией, выражающей удивление, огорчение, испуг, радость и т. п.
«Диктор радио» Тревожное сообщение: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка!» Радостное сообщение: «Внимание! Внимание! Девочка нашлась! Всех, всех, всех приглашаем покататься на карусели».
Учитель-логопед
Дмитриева Оксана Геннадьевна