Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду
Особенности адаптационного периода
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослы, лживость, болезнь, страх наказания.
Этапы адаптационного периода
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.
2 этап – приход в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки.Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
3 этап – постепенное привыкание.
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние Ребенок уже может без слез находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.
Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.
В самый первый день лучше прийти не в группу, а на участок во время прогулки (заранее договорившись с воспитателем о времени прогулки) и поиграть с детьми, познакомить ребенка с воспитателем и детьми. Ребенку легче воспринять игру на улице, чем в незнакомом помещении.
На второй день так же прийти на прогулку. После прогулки можно вместе со всеми детьми пойти в группу, раздеться в своем шкафчике и поиграть в группе. Войдя в незнакомое помещение, ребенок видит уже знакомые лица воспитателя и других детей. На третий день повторить порядок второго дня плюс остаться на обед. Ребенок сам захочет поесть, аппетит сохранится благодаря маминой помощи.
Важно. В течение первых 3- 4 недель не следует принуждать ребенка к выполнению определенных действий, прописанных режимом: принимать пищу, докармливать против желания ребенка, побуждать ребенка участвовать в занятиях, раздеваться для укладывания на сон.
Полезные советы. После двух-трех недель стабильного посещения первой половины дня можно впервые остаться на сон. Следует заранее договориться с ребенком о сне. Если ребенок заснет, ни в коем случае нельзя его покинуть. Он не будет долго спать, т.к. непривычная обстановка помешает глубокому сну. В дальнейшем ребенок научится быстро и легко засыпать, поскольку «я посплю – и за мной мама придет». В течение одной-двух недель надо забирать ребенка сразу после сна, чтобы не растягивать время тягостного ожидания родителей. Это поможет сформировать у ребенка положительное отношение ко сну в детском саду.
Игры с детьми в период адаптации
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
- Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми
«Иди ко мне»
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»
«Выдувание мыльных пузырей»
Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.
«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми)
Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красива).
- Игры на формирование эмоционального контакта и доверия
«Мяч»
Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять –
Хорошо мне с ним играть! Ребенок убегает, а взрослый его догоняет.
«Игра с собачкой»
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: «Спасибо».
- Подвижные (моторные) игры
«Прыжки»
Дети, испытывающие тревогу, интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им неважно, где прыгать: на батуте, на кровати или диване. Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга.
«Прыгай веселей»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада
Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.
Описание: педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Прыгай, прыгай веселей! (прыгают на двух ногах)
Прыгай, прыгай побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! (руки поднимают вверх, вниз)
И немного покружились! (кружатся на месте)
Мы немножко отдохнем
И опять играть начнем.
«Танец с листьями»
Воспитатель читает стихи, раздает листья, показывает движения
Ветер по лесу гуляет,
Ветер листики срывает.
Листья падают, шуршат,
И в ладошки к нам летят.
Ветер, ветер-ветерок,
Покружи ты наш листок,
Поверти, покрути
И на землю опусти.
Дует, дует ветерок.
И качает листок.
«Бубен и погремушки»
Хлопай ладошкой (один ребенок ударяет в бубен, остальные дети слушают)
В бубен посмелей.
Всем ребятишкам
Станет веселей.
Наши погремушки (все дети играют на погремушках, ребенок с бубном слушает)
Тоже заиграли.
Мы друзей позвали
Вместе заплясали.
- Дидактические сенсорные игры своими руками
Игра с синельной проволокой
Оборудование: синельная (или шенильная) проволока, дуршлаг.
Синельная проволока совершенно безопасна для фантазии ребенка. Детям предлагается вставить синельную проволоку в отверстия дуршлага. Это игра подходит для детей от 1 года до 2 лет. Для детей 2-3 лет можно игру усложнить-предложить вставлять или выдергивать проволоку определенного цвета.
Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка
Сенсорная адаптационная юбка - это необычное пособие для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Сенсорная юбка состоит из большого количества деталей.
Это карманы разных цветов, карманы с изображением геометрических фигур, различные застежки, ленточки и многое другое. Дети с интересом включаются в разнообразные игры, предложенные педагогом. В период адаптации юбка помогает детям отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми. Педагог, завлекая их необычным пособием, превращается в волшебную фею, которая предлагает поиграть с деталями сенсорной юбки. Между взрослым и ребенком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необычный для создания теплых и доверительных отношений в период адаптации.
Задачи:
- Создание теплых и доверительных отношений между педагогом и ребенком.
- Развитие эмоционально-волевой сферы
- Развитие психических процессов у детей (восприятия, внимания, памяти)
- Развитие познавательной и исследовательской активности
- Развитие коммуникативных способностей.
«Шуршащая коробка»
Оборудование: коробка или чашка с нарезанной белой, а лучше цветной бумагой, игрушки небольшого размера, допустимого для этого возраста, или тематические картинки.
Взрослый прячет предметы или картинки в бумагу, детям предлагается найти все спрятанные предметы. Для усложнения игры можно предложить детям на ощупь найти определенный предмет: мячик или ложку.
Игры с водой
Почти все игры с водой действуют на детей успокаивающе и расслабляюще. Переливание воды из емкости в емкость, наливание воды шприцем или пипеткой, ложкой, эксперименты с подкрашиванием воды красками - все эти занятия приводят к тому, что дети сосредотачиваются на игре и успокаиваются. Можно в работе с детьми использовать разные игры: «Ловись, рыбка!», «Остров», «Смешная лейка»
«Остров»
Большой кусок пенопласта превратиться в необитаемый остров в океане. Или обитаемый? Пусть малыш «заселит» остров жителями, украсит цветами и травинками. А потом отправит туда корабль с туристами. Детское экспериментирование.
«Смешная лейка»
Если под рукой нет настоящей лейки, можно очень быстро смастерить для малыша самодельный «дождик» из пластиковой бутылки. Причем проделывать отверстия можно не только в крышке, но и в самой бутылке. Малыш будет нажимать на бутылку и радоваться струйкам и фонтанчикам, бьющим с разных сторон.
- Релаксационные игры
- Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела
- Игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.
- Игры с прищепками
- Игры - «усыплялки», колыбельные.
Игры с прищепками - релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки.
«Лиса»
Цель: снятие напряжения, развитие мелкой моторики рук, коммуникативной функции речи.
Описание: ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:
Шубка рыжая и хвост-
Тянет в норку хитрый нос.
Ротик открывает
И мышат пугает.
«Поделки из прищепок»
Цель: научить ребенка самостоятельно прицеплять прищепки.
Задачи: - обогащать сенсорный опыт детей
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей
- воспитывать усидчивость, умение принимать воображаемую игровую ситуацию.
Описание: чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле)
Таким образом, все предложенные игры помогают преодолеть различные негативные реакции: успокоение во время плача, агрессии, гнева, страха и гармонизации его психического состояния.
Педагог-психолог Выходцева Н.Ю.