Занимательная математика для наших малышей
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Непосредственно образовательную деятельность по формированию у детей элементарных математических представлений мы проводим в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
В первой младшей группе дети узнали шар и куб. А в этом году мы познакомились с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Первые сведения о фигурах дети получили в играх, обследовали их осязательно-двигательным путем. Наши малыши очень любят такие дидактические игры, как «Подбери колёса паровозику», «Геометрическое лото», «Найди пару», «Чего не стало», «Отгадай, что лежит в мешочке», «Найди домик». Здесь мы с детьми закрепляем знания о геометрических фигурах, которые «живут» теперь в нашей группе.
Научили малышей находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет. Познакомили с понятиями «один», «много».
Большое внимание мы уделяем упражнениям в сравнении предметов по длине, высоте, ширине. Дети у нас учатся сравнивать различные предметы (брусочки, полоски бумаги, ленты) по ширине, длине и высоте, и пользоваться словами: «длиннее – короче», «одинаковые по длине»; «шире – уже», «одинаковые по ширине»; «выше – ниже», «одинаковые по высоте»; «больше – меньше», «одинаковые по величине». Во время игры дети сравнивать «дорожки» для машин или лошадки по какому-нибудь определенному признаку, например, накладывая одну полоску на другую, понимают, что красная длиннее синей, а синяя – короче красной. Используем дидактические игрушки: вкладыши, матрёшки, пирамидки - для умения выстраивать ряд предметов по убыванию или увеличению.
При обучении ориентировки в пространстве, за основу берём части тела самого ребенка: внизу – там, где ноги, вверху – там, где голова, сзади – спина, а впереди – лицо, справа – правая рука, а слева – левая. Научиться ориентироваться в пространстве малышам помогают такие упражнения: «Помаши медвежонку правой рукой, затем – левой»; «Куда поскакал зайчик» (вверх, вниз по горочке); «Вытяните флажки вперед (перед собой), спрячьте их назад (за спину) и сплетенные из резиночек браслеты, которые дети надевают на правую ручку, чтобы не ошибиться в игре и не запутаться.
Также знакомим детей с частями суток – утро, день, вечер, ночь. В процессе выполнения режимных моментов, говорим, что сейчас утро, мы с вами проснулись, умылись, делаем зарядку и завтракаем. Перед обедом - что сейчас день, мамы с папами на работе, а мы с вами занимаемся, гуляем, и обедаем. Рассматриваем картинки, которые позволяют ответить на вопросы: «Что делают ребята, изображенные на картинке?», «Когда мы гуляем, спим?», читаем художественную литературу.
Так, играя в непосредственной обстановке, мы приобщаем детей ко многим математическим понятиям, способствуя их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Подготовила: воспитатель группы «Почемучки» Гельм Елена Филипповна