Pазвитие движений у детей на прогулке
Корзилова Н. В.
Систематическая двигательная деятельность играет большую роль в своевременном физическом и психическом развитии ребенка. Пребывание на свежем воздухе, и в особенности движения на воздухе, - самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка. Движение на воздухе закаляют организм, способствуют усиленному обмену веществ, улучшают работу сердца и легких.
Исследования показали, что подвижность нервных процессов обусловлена положительным влиянием внешней среды, правильным построением и организацией двигательного режима.
Наибольшую ценность представляют движения, при выполнение которых в работу включаются большая группа мышц. Это бег, ходьба, лазание, метание, прыжки – все то, что принято называть основными движениями, составляющими двигательную сферу дошкольника.
Особо хочется остановиться на играх подвижного характера. Игра – это основной вид деятельности детей. Для них играть – это прежде всего действовать, двигаться. В играх у детей развиваются основные двигательные качества – ловкость, координация, быстрота. Малыши приучаются по словесному сигналу начинать и заканчивать движения, изменять их темп и направление, чередовать виды двигательных действий.
С большим интересом дети подражают движениям знакомых им образов, включаясь в игровую ситуацию. Нарастание темпа выполнения движений, постепенное увеличение расстояния, которое пробегает ребенок по сюжету игры, – все это создает необходимую для него физическую нагрузку, закрепляет имеющиеся двигательные умения. Игры поднимают настроение малышей. Движения являются эффективным стимулятором развития речи ребенка.
Двигательная активность во многом зависит от тех игровых пособий, игрушек, которые ребенок выносит с собой на прогулку. Ценность игрушки определяется тем, насколько разнообразно можно ее использовать в различных видах деятельности.
Как показала практика, с большим интересом малыши играют с самодельными игрушками, их можно сделать из бросового материала. Насколько разнообразно ребенок будет использовать игрушки - полностью зависит от взрослого. Учитывая малый двигательный опыт малыша, его неумение занять себя и склонность к подражанию, важно продумать и показать ему разные способы действия с пособием.
Подвижность детей во многом зависит и от удобства одежды и обуви. Роль кожного дыхания у ребенка значительно больше, чем у взрослого, поэтому очень важно, чтобы одежда его была из воздухопроницаемых тканей, а обувь на низком каблуке. При систематическом перегревании организм ребенка теряет способность к реагированию на температурные изменения.
Важно помочь ребенку поскорее почувствовать уверенность в своих движениях, дать ему возможность как можно больше упражняться в ходьбе на улице. В первое время ребенка путает пространство, он не может без перерыва пройти большое расстояние в одном направлении. Упражняться в ходьбе, как и во многих других движениях на прогулке, ребенку легче, если он выполняет какое – либо поручение или упражнение, доступное возрастным особенностям. Преодоление препятствий способствует выработке координации движения, делает детей более ловкими, сильными, уверенными в своих силах, расширяет ориентировку в окружающем.
Полезное движение для ребенка – уметь поднять ногу и перешагнуть через препятствие. Такие движения совершенствуют походку, приучают не бояться препятствий. Переступать нужно попеременно обеими ногами. При первых попытках малыши чувствуют себя очень неуверенно. Они балансируют руками, не смотрят на свои ноги, не могут соизмерять высоту, на которую нужно поднять ногу. В это время очень важна помощь взрослого, который подбадривает ребенка, держит его за руку. Для ребенка трех лет доступно менять темп ходьбы с обычного на ускоренный. Ускоренная ходьба индивидуальна и своеобразна. Каждый ребенок имеет свой темп и способ выполнения этого движения. Чаще всего при быстрой ходьбе туловище ребенка наклонено вперед, руки разведены в стороны. Ускоренная ходьба всегда сопровождается эмоционально положительным состоянием, речевыми реакциями. Игры «Бегите ко мне», «Кто первый возьмет мяч?», «Как летят птички, бабочки?» и др. пользуются большим интересом у малышей, поднимают настроение, дают возможность закрепить двигательные умения.
Полезно сочетать бег с другими видами деятельности. Легче всего это сделать, предложив ребенку поиграть в подвижные игры, например «Воробушки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Лиса и зайцы» и другие.
Игры, включающие бег, могут быть самыми разнообразными. Важно, чтобы каждая из них имела понятный ребенку сюжет. Ходьбу можно давать детям под счет, это способствует более активным движением рук и ног. В беге счет сбивает малыша, лучше изменять темп бега, давая ребенку инструкцию.
Играя с детьми на прогулке, воспитатель предлагает метание, которое способствует развитию и укреплению мышц рук и плечевого пояса, воспитывает ловкость и быстроту, оказывает прямое влияние на формирование пространственной ориентировке и глазомера.
Игры с мячом привлекают ребенка разнообразием движений, их динамикой «Догони мяч», «Кто дальше бросит?». Метать можно и мешочки с песком, мячики с крупой, шишки которые развивают мелкую моторику рук. Гораздо труднее дается детям ловля мяча.
Упражнения с мячами можно разнообразить различными вариантами заданий: перебросить мяч через скамейку, перекатить, передать разными способами, правой и левой рукой.
Прыжки так же являются скоростными и силовыми движениями. В своей классической форме прыжок состоит из ряда последовательных фаз: исходное положение, замах рук, приседание, толчок или разбег, полет и приземление. Упражнение в прыжках способствуют своевременному развитию суставно-связочного аппарата, согласованности движений большой, группы мышц, формируют способность быстрой двигательной реакции. Можно предложить детям подпрыгивать тихо, чтобы не услышала лиса; как мячик, используя стихотворение С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит». Прыгать в длину с места, на одной ноге, через предмет.
В настоящее время на игровых площадках установлены гимнастические лесенки. Ребенку можно предложить лазание по лесенкам при страховке воспитателем. Научившись лазать, некоторые дети теряют интерес к этому виду деятельности. Учитывая ценность этого движения, можно активизировать малыша, предложить повисеть на маленькой высоте, достать ленточку.
Рациональное распределение времени на прогулке, чередование спокойной и разнообразной двигательной деятельности создают благоприятные условия для своевременного развития ребенка.
Наполняя содержание прогулки различными видами движений, мы поможем ребенку окрепнуть, поверить в свои силы. Подвижный ребенок, как правило, быстрее находит контакт со сверстниками, лучше ориентируется в окружающей обстановке.