Pоль семьи в формировании двигательной активности детей
Лиманская Л. В.
Основная и наиболее актуальная задача дошкольного воспитания – полноценная подготовка детей к обучению в школе. Необходимый и важный ее раздел – физическое воспитание, обеспечивающее условия для всестороннего общего развития и укрепления здоровья детей. Однако ряд вопросов в поиске оптимального решения в различных аспектах физического воспитания дошкольников остается недостаточно разработанным. В последние годы этой теме посвящены многие исследования. Вместе с тем, такие важные вопросы, как характеристика роли семьи в создании необходимых предпосылок для двигательной активности детей, как поиск педагогических условий обеспечения преемственности между детским садом и школой, в аспекте двигательной активности еще недостаточно изучены.
Значительное увеличение объема информации, поступающей в адрес дошкольника, требует от него интенсивной психической деятельности, которая, к сожалению, нередко сочетается с гиподинамией как в условиях детского сада, так и в семье. Вот почему первейшая задача и педагогов и родителей – обеспечить режим достаточной двигательной активности детей.
Здоровье ребенка – ни с чем несравнимая ценность. Разнообразная двигательная деятельность способствует совершенствованию и гармоничному строению растущего организма. Именно в дошкольный период закладывается фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма неблагоприятным воздействием внешней среды. И от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются как в дошкольном учреждении, так и в семье, во многом зависит физическое развитие ребенка, его умственные способности и нравственные качества. Важнейшее условие решение этой задачи – преемственность и согласованность, единство требований детского сада и семьи.
Особенности физического развития старших дошкольников наиболее благоприятствуют формированию у них двигательной активности – одного из основных средств всестороннего развития. Двигательная активность – это подготовка подрастающего поколения к активной жизненной позиции, это и формирование нравственно волевых качеств. Речь идет не только о той активности, которую проявляет ребенок. Имеется в виду то, что он осваивает в процессе того или иного действия, вида деятельности, о развитии нравственных начал личности. Следовательно, двигательная активность, хотя и базируется на физическом воспитании, неразрывно связана с трудом, эстетическим, интеллектуальным, нравственным воспитанием. И первейшая задача родителей - создать в семье соответствующие условия, которые благоприятствовали бы правильному физическому развитию детей.
Многие родители недостаточно используют воспитательные, методические и дидактические резервы (в плане двигательной активности). Нами проведен опрос родителей нашего детского сада. Цель опроса: выявить виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни; режим дня в семье; внимание, уделяемое закаливанию; проводится ли утренняя гимнастика; занимаются ли родители физической культурой и ли спортом; имеется ли дома спортивный инвентарь (скакалки, мячи, обручи, велосипед, самокат, санки, коньки, лыжи и другой).
Данные анкеты показали: основные виды деятельности детей в вечерние часы или в выходные дни – это просмотр телевизора, компьютерные игры, чтение книг, рисование, конструирование, лепка, трудовая деятельность, редко спортивные и подвижные игры, то есть деятельность малоподвижная.
Во многих семьях родители, ссылаясь на занятость, недооценивают и не придают должного значения физическим движениям, спортивным играм, не соблюдают научно обоснованный режим дня, поздно лежаться спать.
Отсюда можно сделать вывод, что педагоги дошкольного учреждения должны добиваться от родителей соблюдения режима дня в семье; необходимо усилить по линии дошкольного учреждения пропаганду значимости двигательной активности детей как одного из средств физического, умственного развития, нравственно – волевого воспитания дошкольников; регулировать двигательную активность детей путем чередования разных видов деятельности.
Целесообразно предложить родителям памятку следующего содержания:
1. Показатель готовности ребенка к школе – его всестороннее развитие и, прежде всего, его физическое развитие и здоровье. Создание педагогических и гигиенических условий в семье для правильного физического развития – залог здоровья ребенка, основа его всестороннего развития. Оптимальный режим дня – правильное питание, сон, достаточное пребывание на свежем воздухе, занятия физической культурой, чередование различных видов деятельности, спокойное поведение взрослых – основа нормального физического и психического развития ребенка.
2. Не отстает ли ваш ребенок в физическом развитии от своих сверстников (путем сравнения данных ребенка со средним показателем детей соответствующего возраста).
3. Регулярные ежедневные прогулки, независимо от погодных условий, увеличивают сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, способствуют закаливанию, воспитанию физических качеств. Организация доступных походов, пешком или на лыжах, катание на санках с высоких горок, выход на каток, спортивные игры способствуют разнообразию двигательной деятельности ребенка, оздоровлению и всестороннему его развитию, создают благоприятные условия для физического развития.
4. Воспитывайте привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями, приучайте ребенка самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику дома. Выберите такие упражнения для общего развития, которые всесторонне влияют на организм.
5. Проверьте, достаточно ли дома спортивного инвентаря и каково его применение.
6. Утомление – главный враг внимания. К утомлению приводит однообразная работа. Чередование в течение дня различных видов деятельности, разнообразных игр и занятий физическими упражнениями предупреждает переутомление центральной нервной системы, воспитывает организованность.
Будущие успехи ребенка в подготовке к школе зависит от его правильного физического развития и здоровья.