Формирование основ нравственного поведения дошкольников через экологическое воспитание
Францева Ирина Тимофеевна
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие: понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека; освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту; проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя у своих воспитанников гуманное отношение к природе, исхожу из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.
За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач: развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе; воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувств эмпатии; формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
При построении системы экологической работы обратила особое внимание на следующие основные направления: познавательное, познавательно-развлекательное, практическое, исследовательское, эколого-оздоровительное, эколого-эстетическое.
Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий. Использую следующие формы: дидактические игры, путешествия, спектакли, экологические дни, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. Для реализации этого направления использую такие формы работы: театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры – путешествия с применением информационно-коммуникативных технологий. Игровое направление предполагает широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций.
Практическое направление работы включает совместные с родителями акции по озеленению группы, территории ДОУ, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветника, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников. Практическая деятельность способствовала не только изучению растительного и животного мира, ландшафтов родного края, но и привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется в рамках проектной деятельности; опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. Считаю, что экспериментирование является наиболее эффективным методом формирования интереса дошкольников к природе. Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты позволяют познать их свойства, качества и возможности.
Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в ближайшее природное окружение. На прогулках знакомлю детей с изменениями природы по сезонам, организую игры с природным материалом, использую разнообразные игровые упражнения.
В эколого-эстетическом направлении широко использую различные виды изобразительной деятельности. Провожу с детьми наблюдения различных явлений природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета, пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных, затем создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала. Участвую с детьми в творческих конкурсах и выставках «Осенние мотивы», «Знайкины осенины», «Природа и фантазия», «Огород на подоконнике».
В работе по экологическому воспитанию детей часто использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость свидетельствуют о силе воспитательного воздействия художественного произведения.
Чтением художественных произведений дополняю не только беседы, но и наблюдения, прогулки. На собственном опыте убедилась, что художественная литература служит могучим средством в экологическом воспитании детей и способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогает развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экологическую культуру, способствует пробуждению у детей светлых, добрых чувств и заботливого отношения к природе.
Такая деятельность предполагает опору на жизненный опыт ребёнка, развитие эмоций, воображения, находчивости, любознательности, самостоятельности, вариативного мышления, коммуникабельности и др., реализуется потребность ребенка в самовыражении и самоутверждении.
Экологическое воспитание и образование не могут быть временными, нужна постоянная повседневная работа. Стараюсь воспитывать детей в любви к живой природе, так как она прекрасна. Только в этом случае на конкретных примерах дети познают специфику и уникальность жизни, учатся трепетному отношению к ней, учатся понимать состояние другого живого существа, сочувствовать ему, приобретают практические навыки заботы об опекаемых ими растениях и животных. Сам ребенок нуждается в доброте и ласке, и если он получает это от взрослых, тогда способен отдавать свою любовь всему живому. Стараюсь показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Таким образом, реализации всех направлений экологического воспитания способствует не только формированию начал экологической культуры, развитию экологического мышления у дошкольников, но и воспитанию нравственных качеств по отношению к природным объектам – доброте и гуманности; формированию ценностного, ответственного отношения к природе.