Детский сад 82 г.Томск - Подвижные игры в сенсорном развитии младших дошкольников

Подвижные игры в сенсорном развитии младших дошкольников

Категория: Методическая копилка Создано: 12.12.2022

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие.
     Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом: оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
   Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
   Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего», — говорила Н. К. Крупская.

     Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание окружающего мира начинается с "живого" созерцания, с ощущения (отражения свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя известно, развитие ощущений и восприятий создаст необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображениямышления).

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

   Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному развитию дошкольников, и отметила важность сенсорного развития дошкольников. Авторами было отмечено, что сенсорные способности не являются врожденными и их надо развивать. А начинать надо как можно раньше. А так же я поняла, что сенсорные способности не являются врожденными их нужно развивать начинать как можно раньше. Именно поэтому я выбрала для себя тему.
Целью которой является — развитие сенсорных способностей через спортивные игры. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:- Формировать представления о сенсорных эталонах: эталонах цвета, формы, величины, вкуса, обоняния, слуха (фонематический слух), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето), пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.), осязания; 
- знакомство правилами этих игр; 
- воспитывать познавательный интерес, любознательность; 
-упражнять в установлении сходства и различия между предметами; 
- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; 
- развивать мелкую моторику рук; 
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; 
- оказание родителями помощи в изготовление спортивных игр для развития сенсорных способностей детей. 

     Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

     Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека»

В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.

В ходе наблюдения за режимными моментами было установлено, что большинству детей доступны продуктивные контакты, и они способны включится в целенаправленную деятельность.

   Однако я заметила, что у дошкольников недостаточен уровень развития действий, направленных на обследование предметов, игр. Детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности, до наглядной демонстрации способа выполнения.

       Итак, чтобы сенсорное развитие детей проходило полноценно, необходима целенаправленная ежедневная работа по сенсорному воспитанию. Задачи по коррекции и развитию сенсорного воспитания должны осуществляться в условиях повседневной жизни детей в процессе игр, труда, прогулки, что способствует обогащению чувственного опыта через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей.

  

Игры и упражнения на закрепление формы.

Игра «Коврик». Ребенку предлагается рассмотреть коврик из геометрических фигур.   Он рассматривает его и называет, из каких геометрических   фигур он состоит. Предложить малышу самому составить коврик из различных геометрических фигур.

«Какая фигура лишняя».   Предлагаются наборы из четырех геометрических фигур. Например, три четырех угольника и один треугольник, три овала и один круг и другие.    

«Птички прилетели». Перед ребенком раскладываются карточки с изображением птичек в геометрической фигуре, отдельно лежат геометрические фигуры (овал, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Дети выполняют движения под слова песенки.        

Ребенок должен помочь птичкам укрыться в своих домиках. Он закрывает карточки с птичками соответствующими геометрическими формами.

 

Воспитатель Корзилова Наталия Викторовна

Яндекс.Метрика