Технологии в организации комфортной образовательной среды в ДОУ
Адиева Светлана Михайловна, воспитатель;
Крикунова Ольга Лермонтовна, воспитатель
МАДОУ №82 г. Томск
Одним из главных механизмов успешности реализации требований ФГОС в детском саду является создание комфортной образовательной среды. Она является частью социокультурного пространства, зоной взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.
Образовательная среда в ДОУ складывается во взаимодействии принятых Стандартов образования, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, содержание используемых учебных программ и планов, и качества взаимоотношений в общении между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.
Воспитатель, знающий о роли среды в воспитании, придает важное значение по усилению ее влияния на ребёнка. Образовательная среда должна способствовать раскрытию еще только зарождающихся интересов и способностей детской личности, развитию уже проявившихся способностей во всех сферах психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно-нравственной).
Важнейшим принципом создания благоприятной образовательной среды является гуманистический, технологический смысл которого заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребёнок сможет увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты сюжетного поведения, найти различные пути самореализации и утверждения себя как успешной личности в различных видах деятельности.
При этом по требованиям ФГОС важно так организовать образовательную среду, чтобы имелась возможность использования различных технологий обучения и воспитания, апробирование в практике новых форм педагогических идей прошлого, настоящего и будущего.
В этих условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных методик, идей, направлений и использовать их в образовательной среде. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. В каждой из используемых должна четко прослеживаться концептуальная основа, особенности их содержания и применяемых методик, весь необходимый материал должен быть в лёгком доступе для непрерывности педагогического процесса.
Образовательные технологии уже сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации образования. Однако можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при создании благоприятной образовательной среды:
- ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий (специальные центры);
- повышение актуальности и новизны содержания (используемое оформление и наполнение центров позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал);
- предоставление детям свободы действий при выборе осваиваемых объектов в рамках заданных ограничений;
- применение наглядности, занимательности, эмоциональности, эффекта удивления (позволяет ребёнку получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие);
- использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких каждому ребёнку; большое значение для этого имеет индивидуализация образования;
- использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал электронных ресурсов, музыкальное оформление, организуемых для предотвращения утомления дошкольников позволяют «оживить» сухой материал, сделать его жизненным и интересным;
- применение активных, деятельностных методов и форм обучения: совместных сетевых проектов, обучения через открытия и т. д.;
- структурирование учебного материала по центрам, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчинённых мыслей;
Таким образом, образовательная среда в ДОУ имеет важное значение в развитии и воспитании дошкольников.
Библиографический список
- Борытко, Н. М. Теория обучения: учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко. – Волгоград, 2006.
- Вишнякова, А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Вишнякова Анжела Владимировна. – Оренбург, 2002. – 172 c.