Детский сад 82 г.Томск - Воспитание самостоятельности

Воспитание самостоятельности

Категория: Методическая копилка Создано: 16.02.2021

К пяти годам у ребенка начинают проявляться черты, свойственные старшему дошкольному возрасту: произвольность психических процессов, познавательная активность и самостоятельность. Эти черты в свою очередь оказывают благотворное влияние на поведение и психику детей в этом возрасте.

   Самостоятельность — это не любое стремление ребенка действовать по своей инициативе. Психологи и педагоги считают, что самостоятельность не имеет ничего общего со стихийным поведением. Она проявляется в способности действовать без помощи взрослых, но в соответствии с установленными правилами. При сформированной самостоятельности ребенок действует сам, но так, как его научили взрослые. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, отвечающих требованиям взрослых, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценная черта личности.

         Благодаря достижениям в психическом и моторном развитии (главным образом благодаря овладению ходьбой и ручными умениями) уже в начале второго года малыш начинает делать первые попытки проявить самостоятельность. В этих попытках находит выражение стремление ребенка к активному освоению мира, к самоутверждению. Увы, многие родители порой готовы сделать за ребенка все, считая, что они сделают быстрее и лучше. Если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, это может привести в дальнейшем к пассивности в деятельности ребёнка, к неспособности самостоятельно принимать решения.

Такой ребенок всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые.                              

   Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное действие.

Каждое достижение ребенка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении. Воспитание самостоятельности тесно связано, прежде всего, с привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении.

   В воспитании навыков самообслуживания заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность к усилию, которое в будущем явится необходимым условием трудового воспитания ребенка. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за ребенка, таким образом заботятся о нём, «облегчают» его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.

     Самостоятельность — это не только навыки, связанные с самообслуживанием. Это и умение занять себя. Если взрослый, наблюдая за ребенком, видит, что ребенок длительное время играет однообразно надо посоветовать ему, как продолжить игру. Этот совет в следующий раз поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры. Развитие подражательности ведет к появлению у ребенка желания делать то же, что делают взрослые, участвовать в их делах. Это стремление надо поддерживать и давать малышу доступные ему поручения: принести что-то, положить в указанном месте и т. д. Так, у ребенка формируется устойчивое желание быть самостоятельным, которое на третьем году перерастает в знаменитое «я сам!».

     Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы и таким образом передавать несложное содержание, самим осуществлять в рисунках и постройках задуманное и т. д.)

   Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: помочь маме накрыть на стол, полить растения, убрать игрушки после игры, покормить домашнего питомца и т. д.

   Для своевременного формирования самостоятельности взрослым надо знакомить ребёнка с их маленькими обязанностями: беречь одежду, игрушки, ухаживать за своим питомцем и т. д.

   Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключением излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности.

   Таким образом, выполнение задач нарастающей трудности потребует от ребенка волевых усилий, напряжения, но вместе с тем у него появится интерес, настойчивость в достижении поставленной цели.

     Приучая ребенка к самообслуживанию и другим видам труда, надо учитывать его индивидуальные особенности. С одним достаточно побеседовать, указать на чей-то пример, напомнить, а с другим надо быть более строгим, решительным, выразить свое недовольство, огорчение, настоять на выполнении поручения или просьбы.

         Приобщить ребёнка к труду можно различными способами. Это самообслуживание, хозяйственные и бытовые дела, работа на природе, изготовление различных поделок, овладение навыками ремесел. Воспитание у ребенка готовности к труду — одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться, воспитаны ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями.

     В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы Л. Ф. Воронковой «Маша-растеряша», Сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», и другие, а также народный фольклор.

     Важно поддерживать у ребёнка стремление к труду и самостоятельности, не дать угаснуть детскому желанию быть независимым от взрослого.

Чем старше становится ребёнок, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки — приложить усилия, заставить себя исправить её.

         Самостоятельность — это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

   В любом виде деятельности надо постепенно переводить ребенка на самостоятельную основу. Уровень самостоятельности должен повышаться в связи с возрастающими возможностями. Пусть вначале ребенок самостоятельно получает только результат, а цель, способы и план деятельности определяются и выполняются с помощью взрослого.

     Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Примеры дидактических игр и упражнений для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

 

 

 

                                         Воспитатель Лиманская Людмила Владимировна

Яндекс.Метрика