Детский сад 82 г.Томск - Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Категория: Методическая копилка Создано: 10.02.2021

Эмоции - это внутренняя психическая гимнастика на внешние и внутренние события. Нет эмоций «плохих» и «хороших». Все эмоции имеют свои позитивные намерения. Бывают, так называемые, «токсичные» эмоции, это те, которые мешают жить, доставляют дискомфорт. И токсичной может быть даже радость, приводящая ребенка к истерике.

Называют 6 базовых эмоций:

- страх (кстати заблуждение, что мужчина не должен ничего бояться; да нас воспитывали по-другому, вот собственно поэтому на 10 девчонок по статистике 9 ребят; безрассудно гибнут; смелый не тот, кто не боится, а кто может действовать вопреки страху.)

-гнев и злость – полезна для нашей психики # для достижения спортивных побед, большинство сотрудников, получив «люлей» от начальства начинают шевелиться и доделывать косяки

- отвращение и брезгливость – помогает нам выжить в прямом смысле, чтобы не съесть что-нибудь несъедобное, помогает не впускать в свою жизнь людей, ситуации, которые нам отвратительны

- грусть и печаль –полезны, т.к именно они помогают адаптироваться, принять ситуацию, которую мы не можем изменить, именно слезы печали помогают свыкнуться с утратой чего-то важного в нашей жизни

- радость- единственно приятная по-настоящему эмоция; мы стремимся ее испытывать, она сообщает нам, что для нас действительно важно и ценно.

- удивление- может быть как приятной, так и не очень, испытываем тогда, когда что-то пошло не так, как мы ожидаем.

Сегодня очень часто можно услышать такой термин, как «эмоциональный интеллект». Его важность осознал еще Дарвин. Он утверждал, что, именно, э.и. был ключевым для выживания человека в доисторические времена, т.к. он проявлялся в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками. Ученые доказали, что успех, счастье и многие другие аспекты благополучной жизни зависят больше от эмоционального интеллекта, чем от количества полученных знаний. Отсюда и понятно, почему человек с высоким IQ может быть неуспешен в жизни, а другой с интеллектом средним - вполне. Т.о. эмоции – это инструмент, который позволяет применять полученные знания и навыки.Поэтому развивать эмоциональную сферу ребенка также важно, как и интеллект, речь, мелкую моторику и т.д. Зачем? Дети, которые различают свои и чужие эмоции намного успешнее в общении, чем другие сверстники. Все встречали таких детей, которые смеются не к месту, подчас не знают, как реагировать на ту или иную ситуацию. Вместо этого они повторяют эмоции других детей, но выглядит это очень наигранно и неуместно. Все это говорит о неразвитой эмоциональной сфере, ребенок становится выключенным из общения с другими детьми, его реакции и окружение кажутся окружающим странными и никто не хочет с ними дружить.

И так, как научить ребенка выражать эмоции?

  1. Одна из важнейших задач познакомить с миром эмоций, т.е. как они называются (чтобы ребенок мог сказать, что он чувствует, важно, чтобы он знал, как это называется!)
  2. Разрешить ребенку испытывать любые эмоции. Запрещая эмоции, мы учим их подавлять, но они никуда не денутся(сердце).Отсюда наши заболевания, типа больного горла. Злость и гнев живет в горле. Почему? Сдерживались эмоции и слова. Или ноги - в них живет тревога, страх. Эмоциям надо дать право быть! Не стоит говорить мальчику, что «мужчины не плачут». Да, они не плачут, они умирают от инфарктов и инсультов, расплачиваясь за установки родителей и педагогов.
  3. Показать ребенку, что он может выражать свои эмоции разными способами:

# -сказать про них «мне грустно», «я сержусь»

-нарисовать их (солнце, радугу, тучу, молнию и т.д.)

-слепить их из пластилина;

- через физ.нагрузку: попрыгать, побегать

-поиграть

4.Проявляйте сочувствие к ребенку, покажите, что вам не все равно, что он чувствует:

- я вижу, что тебе очень грустно;

-кажется, тебя это сильно обидело;

-похоже, это здорово разозлило тебя;

- ты очень скучаешь по маме

- я вижу, как ты горд сейчас

5.Слушайте ребенка! Помните, что природа дала вам 2 уха и один рот, а не наоборот.

6.Будьте хорошим примером для ребенка! Мы понимаем, что мы чувствуем, а дети слышат как мы говорим своих эмоциях. Мы можем выразить эмоции разными словами. А дети учатся у нас.

                               ИГРЫ

  1. «Рыбалка»

Ребенок кидает кубик, называет выпавшую эмоцию, затем ловит удочкой эту самую эмоцию. Таким образом, тренируется внимание, ловкость рук, умение распознавать эмоции.

  1. Упражнение на выход эмоций. «Злая коробочка» Сминаем, рвем, топчем, закрашиваем.

3.Упражнение на снятие тревожности. Также оно научит управлять своими эмоциями.

Упражнение выполняется лежа на боку или животе.

«Представь, что ты большая черепаха, которая лежит на желтом песочке возле озера, моря. Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо, ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась черная, холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь. Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась. Ее шея, ручки и ножки стали мягкими и опять появились из панциря.

                                                              Воспитатель: Бессуднова Н.Г.

Яндекс.Метрика