Эстетическое воспитание дошкольников
Корзилова Наталия Викторовна, воспитатель;
Лиманская Людмила Владимировна, воспитатель
МАДОУ №82 г. Томска
Эстетическое воспитание ребенка – сложное, многосоставное явление: оно включает деятельность взрослого, ребенка и средства, которыми достигаются положительные результаты. Взрослый передает художественный опыт ребенку, изучает его способности, открывает ему дверь в мир прекрасного, продумывает способы развития его способностей, методы обучения художественной деятельности.
Ребенок активно приобщается к искусству, он заинтересованно воспринимает его, стремится обследовать эстетические качества предметов, явлений природы, проявить свое творчество в художественной практике.
Средства, которыми пользуется педагог для эстетического развития детей, для их художественных впечатлений: произведения искусства, эстетика быта, природное окружение. Формы организации детской деятельности – целеустремленное, планомерное, учение на занятиях, участие ребенка в различных формах развлечений, праздниках или самостоятельных игр.
Деятельность взрослого и ребенка в различных его проявлениях и формах тесно взаимосвязана, взаимозависима. Педагогические взаимодействия адресуются в целостной личности каждого ребенка, при этом учитываются его потребности, интересы, его возрастные и индивидуальные возможности. Вот почему так важно требование комплексного подхода к воспитанию.
В целом, признаками комплексного подхода в теории эстетического воспитания являются следующие: целостность эстетического воспитания как подструктуры всестороннего воспитания и развития; определяющая роль задач воспитания, обучения в эстетическом развитии ребенка, в формах и методах его деятельности; совокупность всех средств воспитания и форм организации художественной деятельности ребенка при руководящей роли взрослого; взаимодействие частей этой подсистемы, движение каждой из которых ведет к непрерывному развитию и других частей.
Эстетическое отношение – это комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными эстетическими качествами окружающей действительности в искусстве, природе, быту, обществе.
Если ребенок, воспринимая и действуя «по законам красоты» в их доступном проявлении, восхищается прекрасным, добрым, если он отрицает зло, то этим решается основная задача нравственно – эстетического воспитания.
Но переходя к практическому осуществлению воспитания детей дошкольного возраста, мы встречаемся с трудностями. Задача развития эстетического отношения носит общий характер. Возникает необходимость конкретизировать ее. Следует наметить условную логическую модель структуры эстетического отношения, которую можно конкретизировать, и выделить основные ее части, отметить те качества, способы действия, которые дети должны осваивать. Способность эмоционального сопереживания содержания произведений искусства.
Ребенок чувствует и действует в воображаемой ситуации, он входит в художественный образ, он – соучастник переживаний героев произведений, находящихся в различных жизненных ситуациях, от него требуются активные действия. Возникают чувства большой заинтересованности, любви к искусству, эстетические эмоции и интересы.
Характер педагогического руководства – косвенный, важно создание благоприятной атмосферы. Педагог должен не только знать правила, методы руководства, он должен быть артистом, заражающим детей, наполняющим их эстетической радостью. В эстетическом воспитании влияние произведений искусства, сила образного слова превосходит порой правильные и обоснованные докозательства.На фоне эмоциональных переживаний зарождаются и развиваются детские художественные интересы и потребности к доступному им преобразованию окружающего.
Теория дошкольного обучения постоянно развивается и совершенствуется. Наиболее типичными чертами современного обучения являются воспитывающий и развивающий его характер.
Применительно к художественному обучению это выражается в следующем: эмоциональная настроенность атмосферы обучения: деятельность волнует, радует, вызывает интерес, побуждает к поискам; установка на социально – ориентировочные действия ребенка: «вглядись, вслушайся, рассмотри, сравни, оцени»; самоконтроль в практических действиях: правильно ли спел, поправить сам свою ошибку, верно ли изобразил, передал ли настроение в движении, в рисунке, ту ли информацию выбрал в выразительной речи; ориентировка на самостоятельные действия: выбери способ колористического и композиционного решения замысла в рисунке, спой без сопровождения, вспомни последовательность движения в танце; творческие поисковые действия: вырази в вопросе радость, удивление, огорчение; сочини свою сказку, спой свою песню, придумай свой сюжет для рисунка, прочти так стихотворение, чтобы поверили, что ты рад, огорчен, удивлен.
В целом в обучении применяется комплекс методов и приемов. Их общая динамика – от точного исполнения к все более выраженным самостоятельным творческим действиям. Хотя, подчас, и на разных этапах усвоения материала надо принимать то прием следования эталону, то прием самостоятельного поиска нужного способа решения определенной задачи.
Процесс обучения активизируется и благодаря разнообразным построениям занятий.
Комплексное занятие объединено одной задачей – ознакомлением с одним и тем же художественным образом или определенным жанром произведений, или с тем или иным средством художественной выразительности. Комплексные занятия обычно также объединены одной и той же темой. Построение комплексных занятий предоставляет детям возможность выразить, изобразить один и тот же художественный образ средствами разных видов искусства. Благодаря этому у них развивается способность самостоятельно ориентироваться в поисках новых способов выражения своего эстетического отношения к окружающему миру. Дети активно осваивают приемы художественного обучения.
Итак, комплексный подход к эстетическому воспитанию и развитию ребенка характеризуется следующими признаками:
- эстетическое воспитание полноценно в том случае, если оно обогащает нравственный облик ребенка, умственную деятельность, побуждает его к жизненному мироощущению и физической активности;
- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, к искусству устанавливает связь с общественной жизнью, природой и предметным миром;
- сочетание разнообразных типов непосредственно образовательной деятельности (обычных, тематических, комплексных) побуждает к развитию инициативы, активности, творческих действий;
- комплекс методов обучения с учетом индивидуально – дифференцированного подхода обеспечивает формирование эстетической воспитанности, склонности к самостоятельному и творческому учению, развитию художественных способностей и первых проявлений эстетического вкуса;
- гармоническое сочетание всех форм организации художественной деятельности детей (занятий, игр, праздников, развлечений, самостоятельной деятельности) – условие их всестороннего общего и художественного развития.