Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста
Туктарёва Л. Н., воспитатель
Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь…
Эти строки китайской народной мудрости можно соотнести с развитием ребенка. Все, что увидит ребенок в детстве, что воспримет и прочувствует, что заставит его сердце наполниться добротой и радостью, он непременно передаст, как эстафетную палочку, своим детям, внукам. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, у каждого свои способности, свои таланты: одному легко удается одно, другому – другое.
В моей работе с детьми акцент делается на развитие творческой личности, умение создавать свое – неповторимое и ценное. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Интерес к рисованию появляется у детей к концу третьего года жизни, когда ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи. Сначала ему интересен сам процесс рисования, но постепенно малыша начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать это предмет, какой у него получился рисунок. Дети любят рисовать не только карандашом и кисточкой, но и нетрадиционными способами.
Используя нетрадиционные техники в рисовании, мы решаем следующие задачи:
· развитие воображения, внимания;
· снижение чувства скованности, возбуждения;
· развитие коммуникационных навыков, эстетического восприятия;
· развитие мелкой моторики руки.
Ожидаемый результат:
- к 4-м годам ребенок имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
- умеет ритмично наносить штрихи и пятна (трава, узоры на сарафане);
- умеет украшать изделие разными способами (узоры на юбке, чашке, пасхальных яйцах);
- умеет рисовать линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие с дерева листья);
- умеет рисовать предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор, железная дорога).
Для решения поставленных задач и достижения ожидаемого результата в своей работе используем следующие техники: рисование пальчиками или ладошкой, рисование поролоновым тампоном, тычки жесткой полусухой кистью, кляксография, рисование штампами, монотипия.
Рисование пальчиками. Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки.
Рисование ладошкой. Ребенок опускает всю ладонь в мисочку с гуашью, разведенной водой, и делает отпечаток на бумаге внутренней стороной ладони.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски пальцами, ладонями от ребенка не требуется развитой мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или, наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Поэтому на начальном этапе формирую именно эти изобразительные умения. Рисуя пальчиками или ладонями, малыши получают особые тактильные ощущения. Процесс рисования не бывает безразличным ребенку и обязательно сопровождается эмоциональным откликом. Яркими цветовыми пятнами (цвет малыши выбирают сами) дети украшают елочки, юбки, сарафаны, фартуки, посуду, пасхальные яйца. С помощью пальчиков малыши легко создают такие «шедевры»: «Виноград», «Козленок», «Зеленые кусты», и др. Оттиски ладошки легко превращаются в «Двух веселых гусей», «Лебедя». и т. д.
В качестве материалов и инструментов использую различные предметы окружающего пространства. Рисовать можно чем угодно – поролоновым тампоном, жесткой полусухой кистью, штампами.
Рисование поролоновым тампоном. Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь, разведенную водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура.
Тычки жесткой полусухой кистью. Ребенок набирает на сухую кисть совсем немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает «тычки» («стучит каблучком туфельки»), заполняя нужное пространство.
Кляксография (рисунок кляксами, выдувая их через соломинку) – это очередное волшебство среди наших приемов рисования; - артикуляционная гимнастика (укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы).
Рисование штампами (штампами из деревянных фигурок; из овощей и фруктов; штампов из поролона; листья; крышки от пластиковых бутылок, пробки, штампы из пластилина, из пенопласта, ватные палочки) привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Монотипия – простая, но удивительная техника рисования красками. Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Эти техники описаны в разработках В. Н. Волковой, Р. Г. Казаковой, О. В. Недорезовой, Т. И. Сагайновой, Е. М. Седовой, В. Ю. Слепцовой, Т. В. Смагиной, Н. В. Степановой, занимавшихся проблемой нетрадиционного рисования.
В заключение скажу о том, что не следует искусственно привлекать нетрадиционные техники рисования в любой вид деятельности. Работа с ними ведется тогда, когда это оправдано темой, вызывает интерес и желание у детей. Думаю, что мой опыт интересен всем, кто хотел бы узнать что-то новое, расширить сферу своей педагогической деятельности. Особой трудоемкости он не требует, нужно быть в курсе новых материалов, появляющихся по данной теме.